
Тема занятия: Показатели основных средств и технической оснащённости. Основные и оборотные средства. Объект статистики основных фондов. Единица наблюдения, единица измерения, учётные признаки. Первоисточник учёта. Методы учёта. Признаки группировки основных фондов Виды стоимости. Первоначальная стоимость. Восстановительная стоимость. Остаточная стоимость. Полный срок службы. Истекший срок службы. Оставшийся срок службы. Средние значения степени износа и годности среднего срока службы. Средняя норма амортизационных отчислений Показатели эффективности использования основных средств. Фондоотдача. Фондоёмкость. Коэффициент экстенсивной нагрузки. Коэффициент интенсивной нагрузки. Коэффициент интегральной нагрузки Статистика технической вооружённости
Статистика капитальных вложений и капитального строительства Капитальные вложения. Статистика капитального строительства. Показатели приобретения подвижного состава и оборудования. Расширенное воспроизводство основных средств железнодорожного транспорта Показатели капитального ремонта основных средств
Цели обучения: ознакомить с понятиями: Статистика основных средств и технической оснащённости. Основные и оборотные средства. Объект статистики основных фондов. Единица наблюдения, единица измерения, учётные признаки. Первоисточник учёта. Методы учёта. Признаки группировки основных фондов Виды стоимости. Первоначальная стоимость. Восстановительная стоимость. Остаточная стоимость. Полный срок службы. Истекший срок службы. Оставшийся срок службы. Средние значения степени износа и годности среднего срока службы. Средняя норма амортизационных отчислений Показатели эффективности использования основных средств. Фондоотдача. Фондоёмкость. Коэффициент экстенсивной нагрузки. Коэффициент интенсивной нагрузки. Коэффициент интегральной нагрузки Статистика технической вооружённости
Показатели капитальных вложений и капитального строительства Капитальные вложения. Статистика капитального строительства. Показатели приобретения подвижного состава и оборудования. Расширенное воспроизводство основных средств железнодорожного транспорта Статистика капитального ремонта основных средств.
1.Основные теоретические сведения и вопросы, необходимые для усвоения данной темы:
Основные средства – это орудия труда, используемые в процессе производства в течение длительного периода, не менее одного года. Увеличение основных средств происходит за счёт капитальных вложений на их приобретение, переоценки или капитального строительства. Стоимость основных средств постепенно включается в издержки производства в форме амортизационных отчислений.
Для процесса производства также необходимы и оборотные средства – предметы труда (сырьё, материалы, топливо, электроэнергия и др.), стоимость которых за один производственный цикл целиком переносится на продукцию в виде затрат на материалы и топливо. В отличие от основных средств, которые сохраняют свою материальную форму и потребительную стоимость, оборотные средства меняют свою первоначальную натуральную форму или вовсе исчезают.
Железнодорожный транспорт является одной из самых капиталоёмких отраслей народного хозяйства.
Основными средствами называются средства производственного и непроизводственного назначения, используемые в своей натуральной форме на протяжении ряда лет (многих производственных циклов), стоимость которых по мере износа включается в стоимость продукции или услуг в виде амортизационных отчислений. Повышение удельного веса амортизационных отчислений в стоимости продукции означает рост технической вооружённости производства и приводит к повышению производительности труда и, как следствие, снижению себестоимости продукции.
Наряду с основными фондами в процессе производства участвуют и оборотные средства, которые используются в течение одного года или одного производственного цикла, а их стоимость полностью переносится на стоимость продукции. Таким образом, в отличие от оборотных средств к основным фондам относятся средства, единица стоимости которых больше 10000 рублей и срок службы больше одного года.
Объектом статистики основных фондов являются основные средства железнодорожного транспорта в натуральном и стоимостном выражении.
Единицей наблюдения является физическая единица конкретного вида основных средств, единицей измерения (счёта) – единицы наблюдения, метрические, условные и стоимостные.
Основными учётными признаками являются: вид основных средств, конструкционные параметры (мощность, осность, конструкционная скорость, масса и т.д.), даты постройки и ввода в эксплуатацию, стоимость.
Первоисточником учёта для отдельных видов основных средств (вагоны, локомотивы, путевые машины и др.) является технический паспорт, в котором показываются конструкционные параметры и эксплуатационная характеристика на момент постройки или ввода в эксплуатацию, стоимость, изменения за годы использования, инвентарный номер.
В то же время на основные средства, представляющие собой объединение разнородных средств, технические паспорта составляются на основе ряда других первичных документов.
Методы учёта. Размер и состав основных средств учитывается одновременной их регистрацией (инвентаризацией) или путём непрерывного (текущего) учёта. При текущем учёте основные средства учитываются по действовавшим на период выпуска или ввода в эксплуатацию ценам. Это не даёт правильной оценки наличия основных средств на определённый период времени. Поэтому ежегодно на конец года при составлении годового баланса все предприятия проводят инвентаризацию основных средств. Она позволяет произвести проверку бухгалтерских записей с фактическим наличием и изменениями основных средств в течение года.
Кроме того, через 10-15 лет по решению правительства проводится генеральная инвентаризация основных средств. Её задачами являются выявление действующих и бездействующих основных фондов, их действительной современной стоимости, технического состояния и износа. Результаты инвентаризации сопоставляются с бухгалтерскими документами, являются базой для переоценки стоимости основных средств и расчёта амортизационных отчислений.
В основных производственных фондах выделяются следующие группы:
I. Здания – производственные и служебные здания локомотивных и вагонных депо, станций, дистанций пути, сигнализации и связи и т.д. (5,3-6,0%);
II. Сооружения – путь со всеми его обустройствами и элементами, мосты, тоннели и т.д. (40,8-64,6%);
III. Передаточные устройства – устройства сигнализации и связи, линии электропередач и т.д.;
IV. Машины и оборудование – генераторы, паровые котлы и турбины, станки всех видов, опытные установки, оборудование мастерских (7,3-6,3%);
V. Транспортные средства – локомотивы, вагоны, автомобили и т.д. (46,1-22,8%);
VI. Инструмент;
VII. Производственный инвентарь и принадлежности;
VIII.Хозяйственный инвентарь;
IX. Рабочий и продуктивный скот;
X. Многолетние насаждении – деревья и кустарник, достигший определённой высоты для выполнения защитных функций;
XI. Капитальные затраты на улучшение земель;
XII. Прочие основные средства (0,5-0,3%).
Учёт основных средств ведут как по полной первоначальной или восстановительной стоимости, так и с учётом их износа.