Лекция 1.1. Основные понятия и определения HR- бизнес-процессов, задачи, информационное обеспечение и инструментарий администрирования HR- процессов

Основные понятия и определения HR- бизнес-процессов

В настоящее время в сфере управления организациями достаточно прочные позиции занимают два принципа управления – функциональный и процессный.

Функционально-ориентированная организация – это организация, структура которой имеет вертикальную топологию, построенную в соответствии с выполняемыми функциями, и строгую иерархическую подчиненность «сверху-вниз». Ее особенностями являются строгая вертикальная иерархия управления, жесткое разделение труда в соответствии со спецификой выполняемых действий. Функционально-ориентированная организация обладает рядом недостатков, основными из которых являются:

  • • невозможность быстрой реакции на изменения в силу самой природы вертикальной иерархии,
  • • нет ориентации на клиента, главный потребитель - вышестоящий начальник,
  • • непроизвольная разрушительная конкуренция между подразделениями, принадлежащими к различным функциональным структурам,
  • • нет заинтересованности работающих в конечном результате, так как их видение происходящего часто не выходит за рамки подразделения,
  • • рост накладных расходов за счет предварительного разбиения процесса на множество операций и последующего «склеивания» че-рез управленческий аппарат,
  • • обособленность каждого подразделение с точки зрения методов управления и автоматизации.

Процессный подход к управлению организацией – это современный подход, используемый в качестве базового в международных стандартах ИСО 9001. Берущий свое начало из глубины веков (пер-вые типы предприятий были ориентированы на процесс), вызвавший новый интерес во второй половине прошлого века (разработана методология структурного анализа и проецирования сложных систем SADT, появление публикаций М. Хаммера, Д. Чампи), процессный подход продолжает развиваться в наши дни.

Организация – группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений (ИСО 9000:2008).

Процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (ИСО 9000).

Процессно-ориентированная организация – это организация, в которой деятельностью и ресурсами управляют как процессом.

Процессный подход позволяет учесть такие важные аспекты бизнеса, как ориентация на конечный продукт, заинтересованность каждого конкретного исполнителя в повышении качества конечного продукта; более гибко реагировать на внешние и внутренние изменения; оптимизировать обмен информацией между функциональными подразделениями; снизить риск субоптимизации; облегчить контроль времени выполнения работ и ресурсов.

Описать бизнес - процесс означает:

1) определить владельца бизнес-процесса;

2) определить границы бизнес-процесса (границы ответственности и полномочий владельца процесса по управлению процессом);

3) определить клиентов и выходы бизнес-процесса;

4) определить поставщиков и входы бизнес-процесса;

5) определить ресурсы, необходимые для выполнения бизнес-процесса (находятся в распоряжении владельца процесса);

6) описать технологию выполнения бизнес-процесса (например, с использованием графических схем в выбранных нотациях);

7) разработать показатели, по которым оценивается бизнес-процесс, его результаты и удовлетворенность клиентов бизнес-процесса;

8) описать работу владельца по анализу и улучшению бизнес-процесса, а также его отчетность перед вышестоящим руководителем.

Выделяют три основных группы процессов:

  • Сквозной (межфункциональный) бизнес-процесс – это бизнес-процесс, проходящий через несколько подразделений организации или через всю организацию, пересекающий границы функциональных подразделений.
  • Внутрифункциональный (процесс подразделения) бизнес-процесс - это бизнес-процесс (подпроцесс), подразделений, деятельность которых ограничена рамками одного функционального подразделения организации.
  • Операции (функции) в процессном подходе – это бизнес-процесс самого нижнего уровня декомпозиции деятельности организации, как правило, операции выполняются одним человеком.