Лекция 1.3. Оценка и прогнозирование спроса

Основным фактором, влияющим на поведение фирмы на рынке, является спрос на ее продукцию. Необходимо отметить, что на практике поведение потребителей с полной определенностью оценить нельзя, поскольку в распоряжении менеджера имеется отрывочная информация об отдельных точках кривой спроса, причем не в реальном времени, а о прошлом периоде. Однако, несмотря на это, спрос на производимый фирмой товар необходимо как анализировать, оценивать, так и прогнозировать.

Прогнозирование спроса – это научно обоснованное предсказание развития рынка во времени на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей

Анализ спроса — это исследование желаний и возможностей покупателей приобрести товар, а также выявление факторов, которые влияют на спрос, с целью принятия соответствующих управленческих решений

Можно выделить следующие этапы оценки спроса:

  1. Определение основных переменных, от которых зависит спрос на производимый фирмой товар.

В рамках данного этапа осуществляется процесс, представленный на рисунке 1

2. Сбор данных о динамике интересующих переменных за определенный период времени.

Существуют два основных метода сбора информации:

  • Пассивные методы — использование для определения параметров кривой спроса сведений, уже имеющихся в распоряжении данной фирмы (временные ряды и структурный анализ).
  • Активные методы сбора информации — специальные усилия фирмы, направленные на получение необходимых сведений. Как правило, исследования рынка проводятся путем непосредственного контакта с потребителями через опросы (интервью), наблюдения, эксперименты (лабораторные и рыночные). Основной недостаток — большие затраты.

3. Выбор уравнений, которые отражают характер действия выявленных переменных на спрос.

Спрос может быть представлен линейной и нелинейной функциями.

Линейная функция спроса (формула).

 QD = b0 – b1P + b2I + b3A,                           

 где    b0 — постоянная величина; bi — коэффициент при i-й независимой переменной.

 Нелинейные функции спроса (квадратичная, логарифмическая) (пример формулы).

QD = b0b1P2 + b2I2 + b3A2.                            

Практика показывает, что применение линейной функции, как правило, дает достаточно точные результаты и прибегать к более сложным нелинейным моделям нет смысла

4. Проведение регрессионного анализа (метод эконометрики для выведения уравнений и интерпретации полученных результатов).

Для построения кривой спроса применяется регрессионный анализ, посредством которого выясняется зависимость величины спроса от одной или нескольких независимых переменных (регрессоров). Возможность провести регрессионный анализ дают электронные таблицы Excel.

5.    Интерпретация полученных результатов и прогнозирование спроса.

Поскольку в рыночных условиях все фирмы работают в условиях неопределенности, то основной задачей прогнозирования является снижение этой неопределенности. Рациональное использование имеющихся и приобретение дополнительных ресурсов требует максимума информации о будущем фирмы.

В зависимости от времени различают следующие виды прогнозирования спроса:

  • оперативное – до 1 месяца;
  • конъюнктурное – от 3 до 6 месяцев;
  • краткосрочное – от 1 года до 2 лет;
  • среднесрочное – от 2 до 5 лет;
  • долгосрочное – от 5 до 10 лет;
  • перспективное – свыше 10 лет.

Прогнозирование спроса осуществляется с помощью различных методов, которые подразделяют на:

  • социологические – основаны на опросах конечных покупателей, выявлении их мнений и намерений;
  • экспертные методы – основаны на подборе и формировании группы достаточно компетентных специалистов, которые высказывают свое мнение на основе знаний, опыта, интуиции, и оно рассматривается как экспертная оценка (метод Дельфи, метод мозгового штурма);
  • статистические методы – моделирование (строится прогнозная модель, которая характеризует зависимость изучаемого параметра от ряда факторов), расчет коэффициента эластичности спроса, экстраполяция (базируется на прошлом опыте, который пролонгируется на будущее);
  • специальные методы (трендовые модели в графическом или математическом виде). Тренд – временной фактор, который характеризует основную тенденцию изменения показателей – учитывают особенности спроса на различные товары (товары длительного пользования – тестирование рынка, панельные опросы; товары единовременного пользования – метод пробных покупок, повторных покупок).

Таким образом, одной из самых сложных и важных задач любого руководителя является оценивать и прогнозировать величину спроса на товар фирмы, так как необходимо понимать основные принципы действия рыночного механизма, видеть причинно-следственные связи от принятого решения и реакции рынка на него.