Современные проблемы управления персоналом: методические указания по выполнению контрольных работ для обучающихся направления подготовки магистров 38.04.03 Управление персоналом профиля подготовки «Стратегическое управление персоналом»

Методические указания по выполнению контрольной работы №1 и №2 разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования – магистратура направления подготовки 38.04.03 «Управление персоналом» профиль «Стратегическое управление персоналом» на основе рабочей программы учебной дисциплины «Современные проблемы управления персоналом» для студентов заочной формы обучения.
Содержат описание выполнения контрольных работ, требования к содержанию и оформлению контрольных работ, варианты заданий и пример выполнения контрольных работ, примерные вопросы для защиты контрольных работ и список рекомендуемых информационных ресурсов.

5. ЗАДАНИЕ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ № 2

5.14. Вариант 13

Вариант 13. Кейс «Колеса»
Ниже приводятся отрывки из романа Артура Хейли «Колеса». Работа на крупном американском предприятии по производству автомобилей показана глазами высшего управленца, руководителя среднего звена и рабочего у конвейера. Прочитайте три отрывка из романа и ответьте на вопросы.
Отрывок 1. Высший управленец
Первый вице-президент компании «Форд» готовился выехать в Детройтский аэропорт. Он уже позавтракал. Экономка принесла ему еду в… кабинет, где он с пяти утра читал докладные записки … и диктовал на пленку краткие распоряжения. Почти не поднимая глаз от стола — и когда появилась экономка, и во время еды, — он провернул за час кучу дел, на что у других ушел бы целый день, а то и больше. Большинство принятых им решений касалось строительства новых заводов или расширения уже существующих…
Первый вице-президент работал по двенадцать, а иногда и по четырнадцать часов в день, всегда в бешеном темпе и, как правило, семь дней в неделю. Сегодня, когда многие все еще будут спать, он уже будет лететь в Нью-Йорк на самолете компании и во время полета проведет с подчиненными совещание по сбыту. По прибытии на место он будет председательствовать на встрече представителей компании в различных районах страны, посвященной этому же вопросу. Сразу после этого ему предстоит непростой разговор с двадцатью торговцами автомобилями в Нью-Джерси, у которых есть серьезные претензии по части гарантийного ремонта и обслуживания. Затем он будет присутствовать в Манхэттене на обеде, устраиваемом съездом банкиров, и выступит сам с речью. А потом из него будут вытягивать потроха корреспонденты на пресс-конференции.
К вечеру тот же самолет компании примчит его назад в Детройт, где он будет принимать посетителей у себя в кабинете и заниматься текущими делами. В какую-то минуту к нему явится парикмахер, и он, не отрываясь от дел, даст себя подстричь. За ужином, который будет подан на крыше, этажом выше его кабинета, разгорится жаркая дискуссия с начальниками отделов по поводу новых моделей машин… потом он заедет в часовню при Похоронном бюро Уильяма Р. Хэмилтона отдать последнюю дань коллеге, умершему накануне от коронарной недостаточности — следствие перегрузки. Наконец вице-президент отправится домой — с портфелем, полным бумаг, которые он должен просмотреть к завтрашнему утру.

Отрывок 2. Менеджер среднего звена
Почему Мэтт Залески любил среды, объяснить было просто. Два дня отделяют среду от понедельника и столько же от пятницы. А понедельники и пятницы на автомобильных заводах из-за прогулов — самые тяжелые дни. Каждый понедельник куда больше рабочих, чем в любой другой день, не являются на работу, а за понедельником по числу прогулов следует пятница. Дело в том, что по четвергам обычно выдают жалованье, и многие рабочие предаются трехдневному запою или принимают наркотики, а по понедельникам отсыпаются или приходят в себя.
Таким образом, по понедельникам и пятницам все проблемы отступают на второй план, кроме одной, самой главной: как обеспечить выпуск продукции, несмотря на критическую нехватку рабочих. Людей переставляют, точно пешки на шахматной доске. Некоторых перебрасывают с той работы, к которой они привыкли, на ту, которую они раньше никогда не выполняли. Рабочим, обычно завинчивающим гайки на колесах, могут поручить установку передних крыльев, дав перед этим лишь минимальные инструкции, а то и никаких. Даже рабочих без особой квалификации, например, занятых погрузкой машин или уборкой помещений или взятых прямо из конторы по найму, могут направить туда, где образуется прорыв. И они иногда быстро осваиваются со своими временными обязанностями, а иногда целую смену пытаются приладить вверх тормашками шланг обогревателя или какую-нибудь другую деталь.
 
Отрывок 3. Рабочий
Автомобиль, над которым только что хлопотал рабочий, наставлявший Ролли, уже продвинулся дальше. И хотя конвейер вроде бы двигался медленно, на месте прежней машины уже стояла следующая. И болты в ней должен был крепить Ролли. Он схватил два болта и вскочил в машину. На ощупь нашел отверстие для одного из них и тут вдруг вспомнил, что забыл гаечный ключ. Выскочил назад. А когда снова влезал, не удержал тяжелый ключ — тот вырвался и чуть не раздавил ему пальцы, содрав с костяшек кожу. Ролли все-таки начал завинчивать болт, но не успел он закрепить его и наживить второй, как кабель натянулся: машина передвинулась по конвейеру.
Теперь ему уже было не достать ключом до второго болта. Он бросил его на дно кузова и быстро вылез из машины. В следующем автомобиле Ролли уже удалось вроде бы закрепить оба болта, хоть он и очень сомневался, все ли получилось как надо. Со следующей машиной дело пошло лучше и затем еще лучше. Постепенно он освоился с гаечным ключом — только уж больно он был тяжелый. Ролли обливался потом и еще раз умудрился ободрать руки. Только на шестой машине он вспомнил про третий болт, который надо было закреплять в багажнике. В ужасе Ролли посмотрел вокруг. Но, судя по всему, никто ничего не заметил.
Рядом с ним по обе стороны конвейера два человека монтировали колеса. Занятые собственной работой, они не обращали ни малейшего внимания на Ролли. Он крикнул одному из них:
— Послушай, я не все болты закрепил!
Не поднимая головы, рабочий ответил:
— Ну и плюнь! Давай работай. Дальше на конвейере исправят. — И, на секунду подняв глаза, добавил со смехом:
— Может быть.
Ролли стал теперь завинчивать и третий болт, крепящий багажник к шасси. Для этого ему пришлось ускорить темп. А кроме того, надо было с головой погружаться в чрево багажника, и когда он во второй раз вылезал оттуда, то больно ударился о крышку. У него потемнело в глазах, и, конечно, надо было бы немного передохнуть, но уже наползала следующая машина, и он, пошатываясь, продолжал работать.
Ролли постигал науку жизни: во‑первых, конвейер двигался быстрее, чем это казалось со стороны, и, во‑вторых, еще страшнее, чем темп, была неумолимость этого движения. Конвейерная лента ползла все вперед и вперед, ползла безостановочно и непреклонно, не считаясь с человеческими слабостями и мольбами. И остановить этот неудержимый поток мог лишь звонок на получасовой обеденный перерыв, сигнал об окончании смены или саботаж.
Уже на второй день работы Ролли стал саботажником. Если мог заметить брак, то фиксировал его; если же нет — машина следовала по конвейеру дальше. Было несколько случаев, когда мастер видел неполадки, но ничего не предпринимал.
Вопросы по кейсу:
1.  Сравните ритм работы каждого из персонажей. Чем он определяется? Кто из них, по вашему мнению, подвергается самым сильным стрессам? Обоснуйте свою точку зрения.
2.  Каким образом каждый персонаж борется с давлением обстоятельств? Чья работа самая творческая? Как это влияет на возможности борьбы со стрессом?
3.  Можно ли сказать, что работающие на заводе люди сами вгоняют себя в стрессовую ситуацию? Почему это происходит?
4.  Чем «страшна» работа на конвейере? Есть ли у нее что-либо общее с работой в офисе? Почему человек никогда не сможет целиком передать роботам повторяющуюся рутинную работу?