Важными факторами, влияющими на спрос и
предложение, является цена и доход потребителя, которые непосредственно влияют
на его покупательскую способность. Так, для некоторых товаров незначительное
изменение цены ведет к ощутимому изменению объемов спроса; для других товаров
значительные колебания цены практически на оказывают влияния на спрос.
|
Меру
чувствительности спроса или предложения от цены, или дохода называют
эластичностью, а показатель, характеризующий эту меру чувствительности
экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит,
называют коэффициент эластичности.
Эластичность – это мера изменения
одного показателя по отношению к изменению другого, от которого зависит первый.
Коэффициент эластичности – это показатель, характеризующий меру чувствительности
экономической величины по отношению к факторам, от которых она зависит.
|
Выделяют пять уровней ценовой эластичности спроса, которые наглядно
представлены в таблице

Для принятия различных управленческих решений, необходимо знать и
понимать какая эластичность спроса наблюдается на продукцию компании. На
практике применяются точечный и дуговой методы расчёта коэффициента
эластичности.
- Метод точечной эластичности используется при оценке эластичности в точке
при небольших изменениях цены, например, в окрестностях равновесной цены.
- Метод дуговой эластичности применяется,
когда изменения цены довольно значительны, а практические наблюдения не
позволяют выявить функциональную зависимость между интересующими показателями. Дуговая
эластичность показывает чувствительность спроса или предложения к изменению какого-либо
фактора, например, цены в некотором диапазоне: от значения Р1 до
значения Р2. В этом случае оценивается эластичность между двумя
точками на кривой спроса или кривой предложения.
Стоит отметить, что на эластичность
спроса и предложения влияют различные факторы, представленные в таблице 2, которые
топ-менеджменту необходимо учитывать при принятии различных управленческих
решений.

Таким образом, понимание зависимости
между изменением цены и реакции на это потребителя определяет различие в
ценовых решениях относительно продукции с эластичным и неэластичным спросом по цене.
С целью увеличения выручки практикуется снижение цен на товары с эластичным
спросом и увеличение цен на товары с неэластичным спросом.