Экономическое содержание фирмы и модели ее рыночного поведения

Понятие и особенности фирмы

В открытой экономике можно выделить следующие виды субъектов экономических отношений:

  • -      домохозяйство;
  • -      фирмы;
  • -      государство;
  • -      иностранный сектор.

Основным экономическим агентом рыночной экономики является фирма.

Фирма – это субъект экономической деятельности, имеющий статус юридического лица, реализующий собственные интересы посредством производства и реализации товаров и услуг

На уровне фирмы совершаются основные микроэкономические процессы:

  • -      производство товаров и услуг, которые распределяются, обмениваются и доводятся до потребителя;
  • -      потребление ресурсов (сырье, материалы, оборудование, земля, труд) для производства;
  • -      определение структуры рынка посредством фирмы в отрасли;
  • -      определение общей экономической эффективности рыночной экономики.

В собственности фирм находится основная часть национального богатства страны – средства производства, информационные и интеллектуальные ресурсы. В них сосредоточена подавляющая часть трудовых ресурсов – менеджеров, инженеров, специалистов, квалифицированных рабочих, ученых и служащих.

На практике используются различные формы самостоятельных хозяйствующих субъектов – предприятие, организация, компания, корпорация, холдинг и т. д.

Предприятие – это хозяйственное звено, в рамках которого осуществляется соединение факторов производства для создания товаров и услуг

Далее следует представить виды фирм:

  • -      частные коммерческие фирмы. Основной целью определяемой рынком деятельности является извлечение прибыли;
  • -      частные некоммерческие фирмы. Основной целью деятельности, которых является неполучение прибыли, а удовлетворение каких-либо общественных нужд (благотворительные фонды, общественные организации, учебные заведения, медицинские учреждения и т. д.);
  • -      государственные фирмы, которые могут быть коммерческими и некоммерческими в зависимости от политических решений. Создаются там, где частный бизнес невозможен, нецелесообразен или нежелателен (железные дороги, почта, электростанции, городской транспорт, фундаментальные научные исследования, некоторые оборонные отрасли). Государственные фирмы занимаются предпринимательской деятельностью в чистом виде: их интересы совпадают с интересами общества, а деятельность, как правило, бывает убыточной;
  • -      смешанные. Частно-государственные фирмы создаются в тех сферах, где частный бизнес в принципе возможен, однако необходим и «общественный присмотр» (воздушные перевозки, радиостанции, телевизионные службы и т. д.).

Создавая фирму, предприниматель надеется достигнуть кратко- или долгосрочный результат ее деятельности. Результат может быть положительным, в случае достижения цели, или отрицательным, в случае ее не достижения. Определение четких целей помогает выработать эффективную стратегию и экономическую политику фирмы. Цель фирмы выражает собой управленческое обязательство добиться конкретных результатов в определенных временных рамках. Практика производственно-хозяйственной деятельности показывает множественность целевых установок фирм, поэтому дать однозначное определение цели фирмы не представляется возможным.

Цели фирмы различают на экономические и неэкономические. Экономические цели выражаются в показателях хозяйственной деятельности и подразделяются на количественные (максимизация прибыли, максимизация благосостояния акционеров, максимизация добавленной стоимости, минимизация убытков и др.) и качественные (достижение технологического превосходства, завоевание большей доли рынка и др.). Неэкономические цели выражаются в улучшение условий труда работников, формировании положительного имиджа фирмы, предоставлении покупателям качественных товаров и услуг, благотворительность и т. п.