Лекция 3

Вагоны пассажирские

Наличный и инвентарный парки между собой почти не различаются. Пассажирские вагоны приписаны к дороге и депо. Вагоны, предназначенные для перевозок в местном и пригородном сообщении обращаются в пределах дороги приписки. В прямом сообщении обслуживаются работниками дороги приписки и те несут ответственность за их техническое состояние.

      Наличие пассажирских вагонов – это их инвентарный парк. Инвентарное наличие меняется только при поступлении новых вагонов с завода или перечислением с других дорог, а также за счёт выбытия негодных из инвентаря или передачи на другие дороги.

      Учёт инвентарного наличия осуществляется по состоянию на 01 января, апреля, июня, июля и сентября ежегодно.

 

Для характеристики технического состояния и ремонта подвижного состава – следующие признаки: вид ремонта, место ремонта, вид неисправности, момент начала и окончания ремонта.

Показатели технического состояния локомотивного парка:

численность локомотивов, находящихся в неисправном состоянии (локомотивов в среднем в сутки);

процент неисправных локомотивов;

средний пробег локомотивов между ремонтами;

средний наибольший прокат бандажей;

средняя наименьшая толщина бандажей.

Процент неисправных локомотивов рассчитывается общий, заводской (включая ожидание и пересылку на завод), деповской (выделяя долю локомотивного парка в неплановом ремонте и на тех.обслуживании).

% неисправных локомотивов зависит от факторов: возрастной состав локомотивов, интенсивность их работы и качество ремонта. Первые два фактора объективны и их учитывают при установлении нормы % неисправных локомотивов. Техническое состояние парка оценивается сопоставлением фактического % неисправных локомотивов с установленной нормой.

Показателем технического состояния вагонного парка является число неисправных вагонов (среднесуточный остаток). Для грузовых вагонов определяется по месту их нахождения, для пассажирских – по дороге (депо) приписки.

Ремонт подвижного состава  характеризуется: количеством неисправных единиц, выпуском их из ремонта, средней продолжительностью ремонта отдельно для планового и непланового.

Плановый ремонт – связанный с поддержанием подвижного состава в рабочем состоянии. Локомотивы – после установленного пробега, вагоны по истечении срока, установленного между ремонтами.

Виды ремонтов – капитальный, средний (заводские), годовой, текущие (ТР-3, ТР-2, ТР-1) и техническое обслуживание (ТО-3)  (деповские). По каждому виду ремонта учитывается выпуск локомотивов из ремонта, время нахождения в ремонте и его ожидании.

Неплановый ремонт – потребность возникает до истечения установленных норм работы или срока между видами планового ремонта. По неплановому ремонту определяется число случаев (с распределением по узлам и деталям)  ремонта и общий простой, включая время ожидания.

По вагонам плановый ремонт – заводской и деповской. Текущий (неплановый) делится на ремонт с отцепкой и без отцепки  от поезда. Последние в число неисправных не включаются.

Учитываются отдельно по грузовому и пассажирскому паркам, по виду ремонта.

 Выполнение программы ремонта учитывается  числом отремонтированных вагонов (пас. парка), а по грузовым ещё и временем простоя в ремонте с распределением по элементам простоя.

По локомотивам определяется межремонтный пробег и сравнивается с установленной нормой пробега. (общий пробег локомотивов MS  делится на выпуск локомотивов из ремонта).

Основная задача в области эксплуатации подвижного состава – освоение объёма перевозок по возможности меньшим парком подвижного состава. Решать её можно путём поставки более мощных и скоростных локомотивов и более грузоподъёмных вагонов, а также путём лучшего использования имеющегося парка подвижного состава.

Объектом наблюдения являются эксплуатируемая (рабочая) часть  наличного парка.

Единицы наблюдения – локомотив, вагон, секция электро- и дизель-поездов.

Единицы измерения – локомотиво-км, вагоно-км, локомотиво-часы, вагоно-часы и тонно-км.

Учётные признаки: тип тяги, род движения, род вагона и его эксплуатационное состояние, масса груза и масса тары вагона, число вагонов в поезде, масса поезда нетто и брутто, вид работы и нерабочего состояния, вид простоя подвижного состава, протяжённость поездо-участков и перегонов и.т.д.

Показатели объёма эксплуатационной работы:

Грузооборот нетто эксплуатационный å(pl)n   - объём перевозочной работы с учётом фактического перемещения груза. Определяется на основе маршрута машиниста (ф.ТУ-3) и исчисляется как сумма массы нетто поезда Qn  на длину поездо-участка S:

å(pl)n   å Qn  S

Эксплуатационный грузооборот å(pl)n   не равен тарифному åppl, но близок к нему. Причины:

1) несовпадение момента учёта (тарифный по окончании перевозки и учитывается в месяц её завершения, эксплуатационный – по моменту совершения перевозки и учитывается в этот же период);

2) методика определения показателей (кружность);

3) мера округления протяжённости (тарифный –до 1 км, эксплуатационный – до 0,1 км).

         Грузооборот брутто å(pl)b - определяется умножением массы поезда брутто Qb (без массы локомотива)  на пройденное  расстояние S:

å(pl)b  =  å Qb S

К числу важнейших показателей объёма  эксплуатационной работы относятся следующие показатели:

Погружено   åugr      и  выгружено   åur   в вагонах.

Принято гружёных вагонов  åupr.               

Для сети   åuсети  =åugr      =åur   

Для её подразделений åuдорог, отделений =   åugr   +     åupr.           

Вагонооборот станции  W  - количество вагонов, переработанных станцией в отчётный период  (сумма прибывших и убывших вагонов).

Число случаев простоя локомотивов на станциях приписки åzpr ,  оборота åzob     и  смены локомотивных бригад   åzsm     - показатели числа технологических операций локомотивов.

Число грузовых åzgr    и    технических åztr    операций, в том числе с переработкой åztr-p   и без переработки  åztr-br         - показатели числа технологических операций грузовых вагонов.


You have completed 100% of the lesson
100%