Год рождения |
Название поколения |
Представители поколения Z родились между 1996 и 2012 годами и, как и миллениалы, росли в окружении технологий. Но зумеры отличаются тем, что технологии с самого начала были частью их жизни. Означает ли это, что преподавателям нужно пересмотреть свои стратегии? Может показаться, что в этом нет необходимости, но учесть уникальные черты нового поколения все же стоит. В исследовании Кори Симиллера и Меган Грейс, выпущенном в 2017 году, говорится, что поколение Z считает себя верным, вдумчивым, сострадательным, непредвзятым и ответственным. Оно стремится изменить общество. По мнению ученых, это сложная задача, потому что зумеры предпочитают работать в одиночку и иногда испытывают недостаток креативности. Что это значит для преподавателей вузов? Мы должны помочь студентам из поколения Z в их начинаниях. Когда мы оцениваем знания учащихся с помощью экзаменов и научных работ, то видим только то, что они выучили для определенного экзамена или что они знают по определенной теме. Новое поколение нуждается в большем. Ему нужны знания, которые пригодятся в работе. Поколение Z — это цифровое поколение, поэтому преподавателям стоит лучше разобраться в различных устройствах и программах, которые подходят для занятий. Кроме того, можно придумать виды деятельности, связанные с учебными темами и при этом полезные для студентов. Ниже приведены три наблюдения, которые помогут увлечь и мотивировать представителей поколения Z. Зумеры проводят много времени с телефоном. Моим студентам разрешено использовать смартфоны для работы с учебником и просмотра учебных материалов в интернете. Я также создала блог, в котором они могут читать статьи, связанные с темами занятий, оставлять комментарии и практиковаться в чтении и письме. Например, я предлагаю им участвовать в дискуссиях на основе заданного текста. Они также любят соцсети. Однажды я использовала Facebook Live, чтобы студенты посмотрели онлайн-конференцию, посвященную ситуационному лидерству. После этого они записали ее краткое содержание и высказали свое мнение по теме. Это мероприятие дало студентам инсайты, касающиеся поведения на работе и в жизни. Таким образом, они получили и языковую практику, и полезную информацию. А еще они привыкли к YouTube. В курсе для начинающих исследователей я делюсь ссылками на ролики, посвященные написанию научных работ, академическому стилю и многим другим темам. Студенты из поколения Z предпочитают путешествовать по интернету и самостоятельно искать ответы, прежде чем просить о помощи. Использование технологий — не единственный аспект образовательного процесса, который нужно переосмыслить. Еще стоит поискать новые способы оценки знаний, а также инструменты для представления материалов студентам из поколения Z. Ниже приведены некоторые идеи, которые могут пригодиться преподавателям. Короткие онлайн-викторины. Зумеры предпочитают короткие онлайн-проверки знаний. Я загружаю викторины на платформу Blackboard, а студенты отвечают на вопросы в аудитории с помощью своих смартфонов. Работа в группах. Представители поколения Z предпочитают работать в небольших группах: это позволяет им проявлять больше креативности. В моем курсе по письму студенты сочиняют истории, персонажами которых являются они сами. О том, что это доставляет учащимся большое удовольствие, можно судить по энтузиазму, с которым они делятся результатами своего творчества. Активные занятия. Исследования показывают, что внимание зумеров быстро рассеивается. Чтобы с этим справиться, я прошу студентов быстро писать краткое содержание чего-либо — это упражнение выполняется в группах или индивидуально. Оно помогает выяснить, какие темы пора повторить. Игры. Игры очень эффективны при повторении материалов и позволяют студентам делиться знаниями. Они могут стать активнее и сосредоточиться на процессе. Многие студенты из поколения Z — это геймеры, и им нравятся игровые задачи. Забота и обратная связь. Это самое важное. Когда мы беспокоимся о том, что происходит со студентами, они больше вовлекаются в процесс обучения. Забота об их прогрессе дает им постоянный положительный фидбэк. Хотя нам приходится исправлять ошибки в работах, мы рассказываем, как они могут улучшить свои результаты, и мотивируем их, оказывая поддержку. Позитивный отклик меняет людей, и нам стоит привносить его в общение со студентами. |
1950-1970 – Бумеры (возраст от 50 до 70-ти лет) |
||
1950-1960 |
Ранние бумеры |
|
1960-1966 |
Классические бумеры |
|
1966-1970 |
Поздние бумеры |
|
1971-1980 – поколение X (возраст от 40 до 50) |
||
1976-1985 – Дети 90-х |
||
1986-1994 – Миллениалы (поколение Некст или поколение Y) – возраст от 29 до 37 лет |
||
1986-1989 |
Ранние |
|
1990-1992 |
Классические |
|
1992-1994 |
Поздние |
|
1998-2009 – Зумеры или поколение Z – возраст от 14 до 25 лет |
||
1998-2002 |
Старшие Зумеры |
|
2003-2006 |
Типичные зумеры |
|
2007-2009 |
Молодые и шутливые (поздние) зумеры |
|
2010 по настоящее время – Альфы – возраст до 12 лет |
||
Думеры – вне времени (думеру может быть и 35 и 17 лет) |
Поколение Z (они же зеты или зумеры) очень чутко относится к тому, чтобы все было «по правде», «трушно», но самое главное — полезно. Для зумеров особенно важны прикладной характер знаний и их увлекательная подача. Если они видят, что преподаватель объясняет материал скучно и монотонно, то желания разбираться в нем у зетов точно не появится.
Среди предметов, в которых заинтересовать зумеров наиболее трудно, исследователи выделяют химию (самый нелюбимый предмет у 26%), математику и физику. Именно их ученики не понимают чаще всего, и удержать их внимание очень непросто. Однако в этом могут помочь технологии: видео-, аудио- и игровые форматы сделают сложные предметы не такими скучными.
Кроме того, разнообразие учебных инструментов повышает и успеваемость зумеров. Так, они хотели бы больше ходить на экскурсии, играть в спортивные игры, участвовать в дискуссиях и делать что-то своими руками. Зетам очень важно проявлять себя и высказывать свое мнение — на обычных занятиях это делать сложно, а разные активности как раз помогут им быть услышанными.
Также зумеры охотно выполняют домашние задания с использованием интернет-ресурсов, образовательных онлайн-платформ и бумажных энциклопедий, справочников, научно-популярной литературы, а учебники уже отходят на второй план. Кроме того, новому поколению нравятся интерактивные форматы, которые делают обучение намного увлекательнее и помогают учиться эффективнее.
Зумеру достаточно 8 секунд, чтобы понять, что информация скучная или, наоборот, полезная. Им уже не интересно конспектировать, чтобы запомнить информацию. В целом, они не очень хотят что-то зазубривать — поэтому на первое место выходит навык быстрого поиска информации. Зеты не могут помнить все на свете, да это и не нужно при современных удобных способах поиска информации. При этом полезные вещи они запоминают и при возможности делятся ими со сверстниками.
Важны реальные навыки и практичность. Какая разница, получил ты пятерку или тройку, если все равно ничего не понял и точно не сможешь этим воспользоваться? Погоня исключительно за хорошими оценками изматывает зумеров и отбивает у них все желание двигаться дальше, поэтому стоит искать дополнительные способы мотивации.
Если вы начинают ругать зумеров за оценки и обесценивать их старания, то они только усугубляют ситуацию — и рано или поздно они могут выгореть. Поэтому оценки нужно обсуждать, чтобы помочь зумерам разобраться в причинах проблемы и вместе прийти к решению.
Зумерам нужен индивидуальный подход и свобода выбора. Стоит давать им возможность прийти к решению самостоятельно, поскольку процесс поиска ответа для них ценнее, чем просто правильно выполненное задание. Только так они получат по-настоящему практические знания.
Еще зумеры ценят персонализированное обучение, которое соответствует их ценностям. И такое они находят именно на EdTech-платформах. Технологии составляют для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут.
Родившись в век технологий, экономического кризиса, глобального потепления и пандемии, зумеры стремятся создать решения, которые действительно помогут человечеству и планете. У зетов намного лучше развито критическое мышление, креативность и адаптация под тренды, чем у предыдущих поколений, поскольку, их родители, например, росли в более консервативной среде.
Большинство зетов не хотят проходить только привычные миллениалам предметы. Свой голос зумеры отдают за экологию, финансовую грамотность, планирование карьеры и цифровую грамотность. Кстати, такие дисциплины помогают развивать мягкие навыки, с которыми зетам будет легко приспособиться к любым условиям современного цифрового мира.
Зумеры выросли в совершенно другое время — в таких условиях не формировалось еще ни одно поколение. Резкий цифровой скачок оказал влияние на их жизненные цели, интересы, способы восприятия информации. Чтобы эффективно взаимодействовать с зумерами и подготовить их ко взрослой жизни, советуем применять интерактивные форматы обучения, теорию подкреплять практикой, и не бояться использовать игровые механики в процессе обучения.