
Исследование подсистем менеджмента: персонала, производства, качества, финансов, маркетинга, логистики, осуществляется рядом общенанучных и частнонаучных методов. Применяемые методы специфичны для каждой функциональной подсистемы. Так, для исследования системы управления финансами используется коэффициентный анализ расчета финансовой устойчивости, ликвидности, кредитоспособности и т.д., для исследования менеджмента качества применяются метод Парето и Ишикава. Системный подход позволяет анализировать проблемы, возникающие на любом участке работы: в технологической цепочке, складировании, распределении денежных средств и т.д., комплексно и анализировать во взаимосвязи вопросы управления, появляющиеся в разных функциональных подсистемах менеджмента. К примеру, проблемы падения продаж, и следовательно, чистой прибыли, компании, может быть связана как с низким качеством реализуемой продукции (подсистема управления качеством), так и с неправильным хранением, транспортировкой (логистика), а возможно, с низким уровнем обслуживания покупателей (кадры). Выявление реальной причины падения продаж требует системного исследования в одной из функциональной подсистем управления с применением специальных методов. На деле, в реальной ситуации, причин падения продаж бывает сразу несколько. Поэтому в арсенале менеджера, использующего современные методы исследования, должны присутствовать наряду с методами диагностики проблем, разработки антикризисных мер, также и методы планирования, прогнозирования, профилактики негативных тенденций развития.
Система управления персоналом является неотъемлемой и важнейшей составляющей системы управления любого предприятия. Она одинаково важна как в сфере управления крупными холдингами, так и на малых предприятиях с общей численностью сотрудников до 50 человек. Исследование системы управления персоналом необходимо для эффективного управления организацией.
Исследования систем управления относятся к прикладным исследованиям и носят теоретико-эмпирический характер. Они предполагают изучение с использованием научных подходов явлений и процессов, протекающих в элементах и в системе в целом. Анализируя теоретические исследования систем управления таких ученых, как В. М. Мишин, А. С. Малин, А. В. Демидова, З. М. Макашина, М. С. Мотышина, В. И. Мухин, В. В. Кафидов, и опираясь на теоретические концепции систем управления персоналом и методологию их изучения А. Я. Кибанова, Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина, А. П. Егоршина, В. Р. Веснина, Е. Б. Моргунова, И. И. Магуры, Г. Х. Бакировой и других специалистов, моно сказать, что исследование системы управления персоналом – это анализ и синтез всех подсистем или направлений кадровой политики организации, ее концепции управления, развития и совершенствования с применением современной методологии исследования систем управления организации, с подбором научных принципов, подходов, классических и современных методов.
Выбор научного подхода к исследованию систем управления персоналом определяет процесс его проведения. От этого выбора будет зависеть направленность исследования, подбор методов и во многом его результат. В большинстве исследований систем управления персоналом используется системный подход и реализуется на практике системный анализ. Анализ – способ изучения фактов, элементов, связей в подсистемах, компонентах и самой системе управления персоналом. Анализ нельзя рассматривать без синтеза, роль которого только повышается в исследовании систем управления персоналом.
Е. Б. Моргунов считает, что при развитии теории и практики управления предприятием необходимо рассматривать два уровня анализа организации: «На первом уровне организация представляется как множество подсистем – отдельных индивидов и коалиций. На втором уровне организация рассматривается как нечто единое и неделимое». Такой подход можно применить также к системе управления персоналом предприятия и обозначить его как «двухуровневый».
З. М. Макашева рассматривает следующие подходы для исследования систем управления любого уровня:
В. М. Мишин исходя из исследовательского опыта заявляет: «Применение только одного какого-либо подхода в его классическом виде для целей системного исследования не только практически невозможно, но и не дает существенного эффекта». Он предлагает «модель интегративно-конвергенциального подхода» для исследования систем управления персоналом. Содержание ее сводится к применению системного подхода, который состоит из нескольких научных подходов, таких как целевой, процессный, параметрический, рефлексивный, ситуационный и др.
Трудности в выборе научных подходов при исследовании систем управления персоналом организации состоят в том, чтобы найти возможность сочетания точных математических и статистических подходов с психологическими, педагогическими, социологическими методами и методиками, которые не всегда укладываются в рамки количественных показателей.
Система управления персоналом организации — сложная структура, объединяющая методики, технологии, процедуры и способы работы с трудовым коллективом в рамках одной компании, предприятия. Управляющая роль принадлежит топ-менеджменту: директору, заместителям, руководителям отделов и подразделений, специалистам по кадрам.
Система управления персоналом в широком смысле – это весь комплекс мер и методов, которые руководство использует для решения кадровых вопросов (наём, перемещение, обучение, увольнение сотрудников) и увеличения эффективности кадров (мотивация, поощрение).
Система управления персоналом в узком смысле – это программное обеспечение, которое позволяет сделать данные процессы более понятными и эффективными. Главный акцент при внедрении такой системы делается на том, чтобы руководитель имел возможность легко формировать актуальные задания, которые распределялись бы между сотрудниками оптимальным образом, при этом каждый был бы при деле, выполнял свои обязанности и не выполнял чужих. В идеале руководитель мог бы видеть эффективность каждого сотрудника и использовать соответствующие способы его мотивации.
С точки зрения организационной структуры управления система состоит из нескольких элементов:
Хорошо отлаженная система управления персоналом на предприятии занимается:
У всех структур организации системы управления персоналом на предприятии есть три основных направления:
Это основа. Ее могут усложнять разные подсистемы:
В маленькой организации, где работают до 50 сотрудников, хватит пары HR-специалистов. Крупное же предприятие – с численность от 300 и более человек – часто не может обойтись без нескольких департаментов HR-службы. В многотысячных организациях встречаются, например, такие должности:
Чтобы система управления была эффективной и работала без сбоев, есть набор правил:
То есть все, что касается персонала – его подбор, ротация по должностям, обучение и адаптация – нужно выстроить в стройную систему и придерживаться одного плана.
Люди, которые работают годами, помогают сохранять преемственность. А молодежь дарит компании новое дыхание, позволяет ей оставаться современной.
Создавать условия, чтобы сотрудники стремились на руководящие должности.
Нагружать сотрудника той работой, которую он в силах выполнить.
На случай, если кто-то из сотрудников уволится, уйдет в отпуск, заболеет.
Доверять персоналу, но в то же время строго следить за качеством и своевременностью выполнения задач.
Когда компании нужна система управления персоналом? Одна или несколько проблем в работе с кадрами могут существенно сдерживать рост прибыли компании, организации или предприятия, образовать высокую кадровую текучесть, нездоровую обстановку внутри коллектива. Вот явные сигналы, указывающие на необходимость выстраивания нормальной работы системы управления:
Первоначальным этапом проектирования и формирования системы управления персоналом организации является формулировка целей данной системы. Для различных организаций цели системы управления персоналом варьируются в зависимости от характера деятельности организации объемов производства, стратегических задач и т.п. Обобщение опыта зарубежных и отечественных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом как обеспечение организации персоналом. Л. Иванова выделяет следующие цели системы управления персоналом предприятия:
Е. Маслов, выделяя цели и задачи системы управления персоналом, во многом, связывает их с целями управления предприятия в целом:
По мнению Н. Матвеевой, современная концепция управления производством заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность могут быть достигнуты, только при участии каждого сотрудника в совершенствовании производственного процесса, первоначально на своем рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом.
Успешное достижение поставленных целей требует решения таких задач, как:
И. Лазарева, в свою очередь, выделяет и такие задачи системы управления персоналом, как повышение уровня удовлетворенности трудом всех категорий персонала и обеспечение высокого уровня жизни работников, которые считают работу в фирме желанной.
Содержание системы управления персоналом раскрывается в его функциях:
Рассмотрим основные принципы функционирования системы управления персоналом. Е. Маслов отмечает, что принципы системы управления персоналом трактуются как устойчивые правила сознательной деятельности людей в процессе управления. Согласно подходу Р. Марданова различают две труппы принципов системы управления персоналом в организации: принципы, характеризующие требования к формированию системы управления персоналом, и принципы, определяющие направления развития системы управления персоналом.
К первой группе относятся следующие принципы: обусловленность функций управления персоналам целям производства, экономичность, прогрессивность и перспективность; научность; комплексность; оперативность, согласованность и др. Ко второй группе - адаптивность системы управления персоналом целям предприятия, специализация и др. Все принципы системы управления персоналом реализуются во взаимодействии. Их сочетание зависит от конкретных условий функционирования системы управления персоналом организации.
В качестве способов реализации принципов выступают методы управления персоналом. Исследователи выделяют различные методы, используемые в системе управления персоналом. Н. Банько выделяет следующие группы методов:
Ученые отмечают, что в настоящее время в литературе раскрываются и применяются на три группы - методов управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические. Эти группы методов управления чаше всего рассматриваются как дополняющие друг друга. Следует заметить, что наибольший эффект и качество системы управления персоналом достигаются в случае применения методов в комплексе. Применение системы методов позволяет охарактеризовать объект совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчетов.
Для систематизации подходов к исследованию систем управления персоналом будем опираться на концепцию управления персоналом предприятия (системы) А. Я. Кибанова: «Система управления персоналом организации – система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций».