
Подходы к расчету показателей
железнодорожного транспорта. Объёмные показатели перевозок грузов Отправлено
грузов. Прибыло грузов. Перевезено грузов. Учёт погрузки. Отчётный момент. Единица учёта . Первоисточник учёта погрузки и выгрузки. Момент учёта
погрузки и выгрузки. Грузооборот.
Грузооборот тарифный. Расчётный
грузооборот. Группировка перевозок грузов по признакам: категория
перевозки; вид сообщения; род груза; территориальная принадлежность; пояс
дальности; категория отправки; режим скорости. Номенклатура грузов плана и учёта погрузки Качественные показатели
статистики перевозок грузов.
Средняя дальность перевозки грузов. Густота перевозок. Средняя продолжительность и средняя скорость доставки груза. Режим скорости. Категория отправки. Показатели нагрузки вагонов . Неравномерность перевозок во времени
Основные теоретические сведения и вопросы, необходимые для усвоения данной темы:
К числу важнейших специфических черт экономики железнодорожного транспорта относятся.
1. Продукция железнодорожного транспорта не имеет вещественного выражения; она потребляется в процессе производства, представляя собой перемещение грузов и пассажиров с помощью транспортных средств.
2. Железнодорожный транспорт представляет собой непрерывную территориальную, внутренне связанную и централизованно управляемую систему.
3. Значительная часть основных средств транспорта – подвижной состав – постоянно изменяет свое местоположение (это обстоятельство вызывает необходимость применения специфических методов учёта наличия, определения работы и оценки использования подвижного состава).
4. Железнодорожный транспорт действует непрерывно во времени, что требует своеобразного подхода к установлению отчётного периода и моментов учёта.
5. Продукция железнодорожного транспорта и работа подвижного состава – результат процесса перемещения, откуда вытекает необходимость разработки методологии перехода от характеристики явлений к характеристике процессов за период и в пространстве.
6. Работники ряда профессий, непосредственно связанные с движением поездов, – машинисты локомотивов, электромонтёры, проводники и осмотрщики вагонов, составители поездов и др., не имеют точно установленной продолжительности рабочей смены, поэтому изучение их численности, использования бюджета времени, продолжительности рабочего дня, уровня заработной платы и производительности труда требуют особых методов статистического наблюдения.
Эти особенности железнодорожного транспорта определяют специфику методов экономики железнодорожного транспорта, заключающихся в следующем:
строжайшая учётная дисциплина – своевременное и чёткое заполнение первоисточника, полнота и достоверность записей, так как возврат к объекту регистрации с целью проверки содержания первоисточника, как правило, невозможна;
совпадение момента регистрации с фактическим изменением состояния, местонахождения или рода выполняемой работы, что объясняется, во-первых, невозможностью возврата к объекту регистрации и, во-вторых, разграничением ответственности за состояние и использования основных средств, сохранность и соблюдение сроков доставки грузов и условий перевозки пассажиров;
введение особого, не совпадающего с календарным отчётного момента для характеристики наиболее динамичных массовых явлений (погрузка, выгрузка, приём и сдача вагонов, парк вагонов и др.);
совокупность приёмов, образующих методологию перехода от характеристики явлений на момент к характеристике явлений за период (т.е. характеристике процессов), а также переход от точечной характеристики положения единиц учёта к пространственной их характеристике;
своеобразные методы выявления степени участия отдельных подразделений железных дорог в освоении перевозок и влияния успешности работы этих подразделений на конечные результаты деятельности отдельных железных дорог и сети.
Объектом наблюдения перевозок грузов служит совокупность товарно-материальных ценностей (грузы), подвергающихся транспортировке на основе документа, имеющего юридическую силу (накладной или её аналога).
Единицей наблюдения служит отправка, представляющая собой партию груза, принятую к перевозке по одному перевозочному документу от конкретного отправителя к конкретному получателю. Она является частью грузовой массы и обладает свойствами объекта наблюдения (груза): имеет отправителя и получателя, транспортируется от конкретного пункта отправления до пункта назначения по определённому пути следования, представляет собой груз одного или нескольких наименований и имеющий массу.