Форматы дистанционного обучения

Синхронный формат

Все участники обучения взаимодействуют друг с другом и с преподавателем в реальном времени.

Синхронный формат обучения подходит для ситуаций, когда нужно организовать работу в командах, дискуссию, диалог с экспертами. При этом нужно убедиться, что: все участники обучения имеют возможность встроить занятия в свой график; преподаватели и эксперты обеспечивают коммуникацию со слушателями (например, отвечают на вопросы в чате во время вебинара).

Вебинар

Трансляция презентаций, семинаров, лекций, во время которой поддерживается связь между участниками. Предполагает выступление спикеров и обратную связь от аудитории посредством чата, инструментов для голосования.

Веб-конференция

Онлайн-встреча для совместной работы в режиме реального времени, во время которой участники не делятся на спикеров и слушателей и могут проявлять одинаковую активность.

Виртуальный класс

Занятия в виртуальной образовательной среде, в которой моделируются активности очного формата и используются аналитические инструменты электронного обучения.

Онлайн-тренинг

Онлайн-занятие, во время которого участники при сопровождении тренера решают практическую задачу, направленную на развитие профессиональных и универсальных навыков.

Асинхронный формат

Обучающийся самостоятельно работает с учебным контентом в любое удобное для себя время, получая отсроченную обратную связь от преподавателя.

Асинхронный формат применим при организации обучения в индивидуальном порядке (не привязываясь к набору группы); если обучающимся сложно встроить в свой график регулярные длительные занятия; если нужно выравнять уровень теоретических знаний и навыков слушателей с разной подготовкой.

МООС

Массовые открытые онлайн-курсы (Massive open online courses, MOOCs) дистанционные образовательные программы для неограниченного количества участников, материалы которых размещаются на специальных открытых онлайн-платформах.

Электронные курсы

Курсы, размещенные на корпоративных платформах управления обучением, предполагающие самостоятельную работу с материалом.

Обучение по электронной почте

Рассылка обучающих материалов и обратная связь с обучающимися посредством переписки по email.

Онлайн-литература

Онлайн-учебники, электронные книги, статьи, аудио и видео по заданной тематике.

Блоги и подкасты

Образовательные блоги и подкасты.

Электронные учебники

Обучающие приложения.

Плюсы

Минусы

Синхронный формат

  • быстрая обратная связь от преподавателя — можно сразу пояснить концепции и понятия, которые вызывают у слушателей сложности
  • организация групповых активностей
  • развитие навыков коммуникации и коллаборации
  • мотивация к обучению в процессе общения
  • необходимость синхронизировать график и подстраиваться под общий темп обучения
  • если индивидуальное внимание преподавателя требуется нескольким слушателям, кому-то приходится ждать
  • зависимость эффективности обучения от личности преподавателя; высокие требования к качеству связи во время занятий

Асинхронный формат

  • гибкость графика — обучение легче совмещать с работой и другими занятиями
  • возможность осваивать программу в собственном темпе
  • доступность учебных материалов в любое время
  • развитие навыков самоорганизации и умения учиться
  • невозможность быстро получить обратную связь от преподавателя при непонимании материала
  • сложность развития навыков, которые требуют взаимодействия с преподавателем во время отработки (например, игры на музыкальном инструменте, постановки произношения при изучении иностранного языка);
  • высокие требования к самостоятельности обучающихся.
Многие образовательные программы успешно сочетают синхронный и асинхронный форматы дистанционного обучения. Например, слушатели могут раз в неделю участвовать в совместных вебинарах и онлайн-тренингах, а в остальное время самостоятельно осваивать теорию и выполнять индивидуальные практические задания — в своем темпе, с использованием подобранных преподавателем электронных ресурсов.
Последнее изменение: Суббота, 12 сентября 2020, 11:17