С точки зрения системного анализа, любая сущность, может быть рассмотрена, как замкнутая система, взаимодействующая с окружающей средой. Взаимодействие- осуществляется посредством связей, отражающих:
Техническая система, в свою очередь, может быть рассмотрена как состоящая из совокупности подсистем всё более низкого порядка, вплоть до элементов. Элементом называется такая часть подсистемы, дальнейшее деление которой в рамках решения некоторой задачи нецелесообразно. Понятия "система", "подсистема" и "элемент"- относительны и вводятся в зависимости от предмета и цели исследования. Система, и все составляющие её подсистемы, вплоть до элементов- так-же взаимодействуют между собой посредством очевидных, и описываемых связей.
На сегодняшний день, установлен термин:
железнодорожная транспортная система: Совокупность функционально взаимосвязанных технических средств и технического персонала, предназначенная для осуществления в регламентированных условиях перевозки грузов и пассажиров по железным дорогам. см. п. 2.1.12 ГОСТ 34530-2019
Железная дорога- является частью техносферы, и входит в природно-техническую систему, морфологически состоящую из следующих подсистем:
Техносфера → Транспортная сеть → ЖД сеть
Атмосфера
Гидросфера
Литосфера
Биосфера
Место ЖД сети в транспортной системе
- сочетается с другими видами транспорта, и заключается в выполнении транспортной функции, выражаемой через мощность проектируемой ЖД и её характеристики.
Структура железнодорожной транспортной системы отражена на диаграмме Элементы технического оснащения ЖД.
Например, подсистема 1-го порядка, «Трасса»- делится на подсистемы 2-го порядка: "План" и "Профиль". Подсистема 2-го порядка, «План», в свою очередь, делится на элементы:
ЖД является сложной технической системой, поскольку:
состоит из многих элементов на разных уровнях (7 подсистем только 1-го порядка);
элементы соединены многочисленными связями;
Многочисленность этих связей- очевидна из схемы "Элементы технического оснащения ЖД", отражающей факторные связи между элементами технического оснащения и провозной способностью. Каждой стрелке на схеме соответствует, минимум одно, математическое уравнение, описывающее эту межэлементную связь.
Система уравнений, описывающая связь элементов и подсистем разных уровней- называется математической моделью. Создание адекватной математической модели, описывающей техническую систему полностью- существенно затруднено, в силу большого числа:
неизвестных1 величин;
взаимозависимых переменных;
с совокупностью коих можно ознакомиться на схеме Нормативные характеристики элементов железной дороги.
Единственным вариантом оптимизации сложной многофакторной математической модели- остаётся ограничение отдельных «переменных» нормативными значениями, с последующим нахождением минимально-достижимых стоимостей строительства и эксплуатации, методом последовательных приближений.
Единственным методом выбора проектных решений, в таких условиях – остаётся разработка вариантов, и их последующее сравнение на основе сочетания наиболее важных показателей:
1 На стадии проектирования
_______________________________________
На территории страны, железнодорожная транспортная система, представлена разнообразными объектами, носящими общее название см. 2.1.4 ГОСТ 34530-2019:
инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования: Технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Распределённая на территории инфраструктура- есть составляющие железнодорожной сети, территориально образующие полигон ЖД сети.