Особенности работ в ночное время

Выполнение земляных работ в ночной период времени сопряжено с повышенной трудоемкостью и выполнением ряда требований для обеспечения эффективности и высокого качества. Необходимость круглосуточной работы возникает при больших объемах дорожно-строительных работ в сжатые сроки. Ночные работы отличаются от дневных необходимостью искусственного освещения объектов работ. Продолжительность и характер ночи определяются географической широтой района строительства, временем года и погодой.

В средних широтах в летнее время продолжительность ночи небольшая и составляет 4...5 ч, в весенние и осенние месяцы она достигает 9...12 ч, а в зимнее время — 14...16 ч. В южных районах ночи значительно темнее, чем в северных.

Общее восприятие местности и отдельных предметов, а также глазомерное определение расстояний в ночное время существенно изменяются. Все предметы теряют свои цветовые тона, детали становятся неразличимыми, расстояния искажаются (табл. 8.1). До темных предметов расстояния кажутся больше, чем в действительности, до белых — меньше. На близком расстоянии предметы кажутся более крупными, а тени более густыми. В этих условиях вертикальные тени могут восприниматься за различные предметы, в то же время стоящих людей можно принять за кусты. Все это затрудняет ориентирование и выполнение дорожно-строительных работ на местности и в значительной степени повышает требования техники безопасности к их производству.


Для ночных условий характерна хорошая видимость даже небольших источников света, что значительно облегчает использование световой сигнализации, светового обозначения путей движения машин, мест набора и разгрузки грунта.

Особенностью ночного времени является также улучшение слышимости, так как в это время нет больших изменений температуры воздуха по высоте, больше влажность и меньше фоновый уровень шума.

Из общего комплекса земляных работ на темное время суток целесообразно планировать такие, которые не требуют большой точности. Ночью целесообразно производить отсыпку насыпей, разработку выемок и сосредоточенных резервов грунта бульдозерами, скреперами и экскаваторами, вывозку материалов, уплотнение грунтов.

Вследствие недостаточной видимости, нарушения привычного суточного режима, повышенного нервного напряжения производительность в ночное время обычно снижается. Однако в южных районах и в лунные светлые ночи вследствие уменьшения изнуряющей жары и достаточной естественной освещенности производительность может оказаться более высокой, чем днем.

Некоторые технологические операции ночью выполняются легче. Например, уплотнение грунта в сухую погоду облегчается, так как ночью он медленнее высыхает и дольше сохраняет оптимальную влажность. Транспортирование грунта автосамосвалами и скреперной техникой по пыльным дорогам ночью может облегчаться вследствие повышенной влажности воздуха и снижения пылеобразования. Ночью можно производить рыхление на более значительных площадях, так как уменьшается опасность пересыхания.

Освещенность в ночное время должна обеспечивать хорошую видимость рабочих органов машин, разбивочных обозначений и результатов работы (например, нож автогрейдера и перемещаемый валик грунта), пути движения машин (например, пути движения скрепера от выемки к насыпи), а также общий обзор участка работ для хорошего ориентирования водителей машин, обеспечения безопасности движения, оперативного руководства и контроля за работами. Соответственно дорожные машины одновременно оснащаются тремя типами источников света; для освещения местности перед машинами; для освещения рабочих органов; для осмотра отдельных узлов машин и их запуска в ночное время. Кроме того, на участках работ предусматривается общее равномерное освещение местности.

При отключении светильников и прожекторов общего освещения должно использоваться напряжение не более 200 В, а для светильников стационарного местного освещения и светильников общего освещения, установленных на доступной для прикосновения людей высоте, — 36 В. Для ручных переносных светильников следует пользоваться напряжением 12 В.

Помимо освещенности на производительность машин существенное влияние оказывает и качество освещения (равномерность распределения светового потока, постоянство освещения на рабочей поверхности, наличие резких теней).

Для обеспечения эффективной работы ночью необходимо в светлое время провести подготовительные мероприятия: разбивку полотна, установку указательных и ограждающих знаков, подготовку людей и техники к ночной работе, установку и проверку осветительной аппаратуры.

Рабочий состав ночных смен следует до темноты ознакомить на местности с участками возведения земляного полотна и разбивочными обозначениями. Работу ночной смены рекомендуется начинать засветло, тогда люди уже освоятся с особенностями местных условий и характером предстоящих ночных работ. Для облегчения маневров машин и исключения несчастных случаев длина захваток принимается немного большей, чем днем, а количество машин на захватке уменьшается. Пути их перемещения, места набора и отсыпки грунта нужно планировать так, чтобы исключить встречное движение и тем самым уменьшить ослепляющее действие встречных машин. Основные пути движения машин ночью должны быть по возможности прямолинейными, без крутых поворотов и сложных пересечений.

Линейные работы по возведению земляного полотна наиболее часто выполняются с помощью бульдозеров, скреперов и автогрейдеров, оборудованных достаточно мощными фарами, которые позволяют успешно вести работы в ночное время. На бульдозерах свет фар нужно направлять так, чтобы левая передняя фара освещала верх отвала, а правая — ось движения и разбивочные обозначения. Задние фары следует регулировать с таким расчетом, чтобы световые пятна от них находились на расстоянии 10...15 м от трактора.

Для освещения отдельных местных предметов желательно устанавливать дополнительную фару-искатель на шарнирном креплении. Для прицепных скреперов одну заднюю фару трактора целесообразно направлять на поверхность грунта перед скрепером, а другую — на верх ковша. При таком положении фар скреперист имеет возможность наблюдать за набором и разгрузкой грунта.

Наиболее эффективными при производстве земляных работ являются светильники-софиты, объединяющие несколько источников света. Они устанавливаются на кронштейнах на уровне глаз водителя или немного выше. Освещенность в этом случае может регулироваться количеством одновременно включаемых в софите ламп.

Большое значение имеет оборудование участков работ световыми маяками для обозначения путей движения землеройных машин, а также границ насыпей, выемок и опасных мест. При работе в ночных условиях необходимо обеспечить оперативное руководство непосредственно на рабочих участках.

Последнее изменение: Четверг, 21 сентября 2023, 13:32