Выполнение земляных работ в ночной период времени сопряжено с повышенной
трудоемкостью и выполнением ряда требований для обеспечения
эффективности и высокого качества. Необходимость круглосуточной работы
возникает при больших объемах дорожно-строительных работ в сжатые сроки.
Ночные работы отличаются от дневных необходимостью искусственного
освещения объектов работ. Продолжительность и характер ночи определяются
географической широтой района строительства, временем года и погодой.
В
средних широтах в летнее время продолжительность ночи небольшая и
составляет 4...5 ч, в весенние и осенние месяцы она достигает 9...12 ч, а
в зимнее время — 14...16 ч. В южных районах ночи значительно темнее,
чем в северных.
Общее восприятие местности и отдельных предметов,
а также глазомерное определение расстояний в ночное время существенно
изменяются. Все предметы теряют свои цветовые тона, детали становятся
неразличимыми, расстояния искажаются (табл. 8.1). До темных предметов
расстояния кажутся больше, чем в действительности, до белых — меньше. На
близком расстоянии предметы кажутся более крупными, а тени более
густыми. В этих условиях вертикальные тени могут восприниматься за
различные предметы, в то же время стоящих людей можно принять за кусты.
Все это затрудняет ориентирование и выполнение дорожно-строительных
работ на местности и в значительной степени повышает требования техники
безопасности к их производству.
Для
ночных условий характерна хорошая видимость даже небольших источников
света, что значительно облегчает использование световой сигнализации,
светового обозначения путей движения машин, мест набора и разгрузки
грунта.
Особенностью ночного времени является также улучшение
слышимости, так как в это время нет больших изменений температуры
воздуха по высоте, больше влажность и меньше фоновый уровень шума.
Из
общего комплекса земляных работ на темное время суток целесообразно
планировать такие, которые не требуют большой точности. Ночью
целесообразно производить отсыпку насыпей, разработку выемок и
сосредоточенных резервов грунта бульдозерами, скреперами и
экскаваторами, вывозку материалов, уплотнение грунтов.
Вследствие
недостаточной видимости, нарушения привычного суточного режима,
повышенного нервного напряжения производительность в ночное время обычно
снижается. Однако в южных районах и в лунные светлые ночи вследствие
уменьшения изнуряющей жары и достаточной естественной освещенности
производительность может оказаться более высокой, чем днем.
Некоторые
технологические операции ночью выполняются легче. Например, уплотнение
грунта в сухую погоду облегчается, так как ночью он медленнее высыхает и
дольше сохраняет оптимальную влажность. Транспортирование грунта
автосамосвалами и скреперной техникой по пыльным дорогам ночью может
облегчаться вследствие повышенной влажности воздуха и снижения
пылеобразования. Ночью можно производить рыхление на более значительных
площадях, так как уменьшается опасность пересыхания.
Освещенность
в ночное время должна обеспечивать хорошую видимость рабочих органов
машин, разбивочных обозначений и результатов работы (например, нож
автогрейдера и перемещаемый валик грунта), пути движения машин
(например, пути движения скрепера от выемки к насыпи), а также общий
обзор участка работ для хорошего ориентирования водителей машин,
обеспечения безопасности движения, оперативного руководства и контроля
за работами. Соответственно дорожные машины одновременно оснащаются
тремя типами источников света; для освещения местности перед машинами;
для освещения рабочих органов; для осмотра отдельных узлов машин и их
запуска в ночное время. Кроме того, на участках работ предусматривается
общее равномерное освещение местности.
При
отключении светильников и прожекторов общего освещения должно
использоваться напряжение не более 200 В, а для светильников
стационарного местного освещения и светильников общего освещения,
установленных на доступной для прикосновения людей высоте, — 36 В. Для
ручных переносных светильников следует пользоваться напряжением 12 В.
Помимо
освещенности на производительность машин существенное влияние оказывает
и качество освещения (равномерность распределения светового потока,
постоянство освещения на рабочей поверхности, наличие резких теней).
Для
обеспечения эффективной работы ночью необходимо в светлое время
провести подготовительные мероприятия: разбивку полотна, установку
указательных и ограждающих знаков, подготовку людей и техники к ночной
работе, установку и проверку осветительной аппаратуры.
Рабочий
состав ночных смен следует до темноты ознакомить на местности с
участками возведения земляного полотна и разбивочными обозначениями.
Работу ночной смены рекомендуется начинать засветло, тогда люди уже
освоятся с особенностями местных условий и характером предстоящих ночных
работ. Для облегчения маневров машин и исключения несчастных случаев
длина захваток принимается немного большей, чем днем, а количество машин
на захватке уменьшается. Пути их перемещения, места набора и отсыпки
грунта нужно планировать так, чтобы исключить встречное движение и тем
самым уменьшить ослепляющее действие встречных машин. Основные пути
движения машин ночью должны быть по возможности прямолинейными, без
крутых поворотов и сложных пересечений.
Линейные работы по
возведению земляного полотна наиболее часто выполняются с помощью
бульдозеров, скреперов и автогрейдеров, оборудованных достаточно мощными
фарами, которые позволяют успешно вести работы в ночное время. На
бульдозерах свет фар нужно направлять так, чтобы левая передняя фара
освещала верх отвала, а правая — ось движения и разбивочные обозначения.
Задние фары следует регулировать с таким расчетом, чтобы световые пятна
от них находились на расстоянии 10...15 м от трактора.
Для
освещения отдельных местных предметов желательно устанавливать
дополнительную фару-искатель на шарнирном креплении. Для прицепных
скреперов одну заднюю фару трактора целесообразно направлять на
поверхность грунта перед скрепером, а другую — на верх ковша. При таком
положении фар скреперист имеет возможность наблюдать за набором и
разгрузкой грунта.
Наиболее эффективными при производстве
земляных работ являются светильники-софиты, объединяющие несколько
источников света. Они устанавливаются на кронштейнах на уровне глаз
водителя или немного выше. Освещенность в этом случае может
регулироваться количеством одновременно включаемых в софите ламп.
Большое
значение имеет оборудование участков работ световыми маяками для
обозначения путей движения землеройных машин, а также границ насыпей,
выемок и опасных мест. При работе в ночных условиях необходимо
обеспечить оперативное руководство непосредственно на рабочих участках.