Лекция 5 _ Разработка управленческих решений

5.1. Понятие и содержание управленческого решения. Классификация и виды решений

Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

Требования к управленческим решениям: выполнимость, своевременность, оптимальность, законность, полномочность, справедливость, непротиворечивость, простота, краткость, ясность изложения.

Характеристики управленческих решений: временной горизонт, обратимость, эффект воздействия, периодичность, соответствие "ценностям". 

Классификация управленческих решений

1. По субъекту, принимающему решение:

  • государственные, охватывающие все общество в целом, все его сферы, все субъекты деятельности; 
  • частные, принимаемые субъектами, выступающими как объект государственного управления. Такими субъектами могут выступать юридические лица, коллективы, отдельные граждане. 

2. По объекту управления: общественные, касающиеся всей социально-экономической системы государства; 

3. По сферам деятельности (производство, услуги, культура и пр.); 

4. По отраслям (строительство, промышленность, транспорт, связь и пр.); 

5. По отдельным объектам (организации и предприятия). 

6. По содержанию воздействия: экономические, политические, технические, социальные, организационные, экологические, информационные. 

7. По степени охвата: всеобщие, особенные, единичные. 

8. По степени важности (в зависимости от установленных на каждом уровне управления критериев): не очень важные, важные, особо важные. 

9. По степени обязательности: обязательные (формулируются в форме приказов, директив); рекомендательные (в форме советов, пожеланий, нормативов, рекомендаций). 

10. По стадии управленческого цикла (функции, в которой принимается решение): в области планирования, организации, координации, мотивации, контроля. 

11.По сфере управления (конкретной функции управления): маркетинговые, плановые, технические, производственные, кадровые, экономические, финансовые и пр.

12.По времени: стратегические, долгосрочные, среднесрочные, оперативные, разовые. 

13.По форме представления: кодированные (письменные и электронные), устные.

14.В зависимости от полноты информации по проблеме: принимаемые в условиях определенности, неопределенности и риска. 

15.По степени структурированности проблемы: формализуемые (количественно определенные), слабоформализуемые (имеющие количественные и качественные характеристики), неформализуемые (качественно определенные). 

16.По порядку разработки и принятия: индивидуальные, групповые, смешанные.

17.По стилю разработки и принятия: директивные, коллегиальные, консультативные, коллективные.

18.В зависимости от методов решения:

  • программируемые - стандартные и повторяющиеся решения 
  •  непрограммируемые - нестандартные, уникальные решения, требующие творческого подхода, опыта и интуиции. 

19.По уровню сложности выделяют:

  • рутинные решения - решения, принимаемые по известным, периодически возникающим проблемам, для которых разработаны инструкции и предписания, известна методика и технология выбора решений. Это наименее сложный тип решений. Затруднения при принятии таких решений связаны с неправильной идентификацией ситуации, неверной трактовкой инструкции, нерешительностью исполнителя; 
  • селективные решения - решения, которые принимаются в условиях выбора альтернативного варианта действий, требующего инициативы, самостоятельности и свободы действий. Сложности при принятии таких решений возникают в части установления критериев выбора, нахождения и оценки альтернатив, непосредственного выбора наиболее эффективного решения; 
  • адаптационные решения - новые решения ранее существующей проблемы, нахождение которых требует определенных способностей к творческому мышлению и генерации новых идей. Такой тип решений обладает относительной новизной. Сложность в принятии таких решений заключается в способности к инновационному мышлению, умении увидеть новое в привычном, необходимости инициативы, активности, смелости в доказательстве своей точки зрения; 
  • инновационные решения - самый сложный тип решений, требующий высочайшего внимания. Речь идет о решении принципиально новых проблем, использовании абсолютно новых методов и представлений. Сложность проявляется уже на уровне восприятия, понимания новых проблем организации, в структуризации таких проблем, поиске новых методов решения новых проблем, в сопротивлении нововведениям со стороны системы и необходимости его последовательного преодоления.
Уровни принятия управленческих решений
Английские исследователи менеджмента М. Вудкок и Д. Френсис выделяют четыре уровня принятия решений, каждый из которых требует от руководителя овладения определенными ключевыми навыками и имеет свои особенности
Уровень первый: рутинный. Решения, принимаемые на этом уровне, имеют обыденный, рутинный характер, представляют собой часто повторяющиеся процедуры. Служащий руководствуется инструкцией или имеющейся программой действий. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны. Трудности здесь могут возникнуть, если руководитель не обладает чутьем, неверно трактует имеющиеся указания на ту или иную ситуацию, действует нелогично, нарушает инструкции либо проявляет нерешительность и не может обеспечить эффективных действий в нужное время. Уровень второй: селективный. На этом уровне требуется инициатива и свобода действий, но в ограниченных пределах. Здесь руководитель оценивает достоинства и недостатки альтернатив и старается выбрать лучшую. Результативность зависит от способности руководителя выбрать такое направление действий, которое с максимальной вероятностью окажется приемлемым, экономичным и эффективным. 
Уровень третий: адаптационный. На этом уровне встречаются дополнительные трудности, так как здесь менеджер должен выработать творческое решение, которое в определенном смысле может быть абсолютно новым. На адаптационном уровне обычно имеется набор проверенных возможностей и некоторые новые идеи. Успех менеджера зависит от его личной инициативности и способности выдвигать новые идеи. Подобные решения дают ответ на проблемы, который мог существовать и ранее, но в иной конкретной форме. Руководитель ищет новое решение известной проблемы.
Уровень четвертый: инновационный. Эти проблемы наиболее сложны и требуют наибольшего внимания среди всех, с которыми сталкивается менеджер. Здесь для достижения удовлетворительного результата нужен совершенно новый подход. Зачастую такой проблемой может быть та, которую плохо поняли ранее и для решения которой необходимы абсолютно новые представления и методы. Руководитель должен уметь понимать эти новые непрогнозируемые проблемы и развивать в себе способность мыслить новаторски, чтобы успешно их решать.