Тема 2.1 Грузовые и коммерческие характеристики железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт (рис.1 см. курс лекций стр.51) занимает ведущее место среди всех видов транспорта. На сегодняшний день, несмотря на интенсивное развитие других видов транспорта, улучшение сервиса, железная дорога остается основным средством обеспечения массовых перевозок грузов и населения, как во внутреннем, так и в международном сообщении. Железнодорожный транспорт помимо хозяйственных, экономических и стратегических функций выполняет также социальную роль.

Снижение доходов предприятий и жизненного уровня населения произошло одновременно с повышением стоимости перевозок на всех видах транспорта. Поэтому предприятия, организации и частные лица сейчас в большей степени руководствуются низкой стоимостью, нежели высоким качеством транспортировки. Однако себестоимость услуг железных дорог осталась относительно низкой, что позволит железным дорогам в ближайшее время оставаться ведущим видом транспорта.

В настоящее время, когда в мире происходят интеграционные процессы, железнодорожный транспорт становится инструментом международного разделения труда и вместе с тем сам является объектом влияния глобализации. Железнодорожный транспорт - наукоемкая отрасль экономики. Удержание позиций и совершенствование железных дорог происходят за счет потребления новейших научно-технических и технологических достижений. Ежегодно железные дороги наращивают до 8 тыс. км протяженности, на сегодняшний день общая длина железнодорожных путей достигла почти 1,5 млн. км.

Ведущая роль железных дорог на транспортном рынке страны объясняется следующими преимуществами:

– массовостью перевозок и высокой провозной способностью железных дорог;

– независимостью от климатических условий, что обеспечивает ритмичность перевозок и регулярность отправок;

– большой грузоподъемностью и вместимостью подвижного состава;

– универсальностью подвижного состава для перевозок различных родов грузов;

– наличием специализированного подвижного состава для перевозки массовых грузов (вагоны-ковши для жидкого металла, шлака, битума и других грузов, требующих предварительного подогрева перед разгрузкой; цистерны для перевозки пылевидных грузов, полувагоны с разгрузкой через донные люки и др.);

– возможностью прямой схемы физического распределения «от двери до двери» для крупных промышленных и перерабатывающих предприятий;

– относительно невысокой стоимостью транспортировки.

Но железнодорожный транспорт наряду с массой преимуществ имеет и свои недостатки:

– высокую стоимость погрузочно-разгрузочных работ;

– низкую маневренность и мобильность - перевозка мелких партий груза требует доставки автомобильным видом транспорта;

– высокую капиталоемкость основных средств производства.

Предприниматели-грузовладельцы должны при планировании перевозок обосновать технико-экономическую эффективность использования транспортных средств. В частности, не рекомендуются:

– встречные перевозки - перевозки одинаковых или однородных грузов в направлениях, встречных основному потоку этих грузов;

– излишне дальние перевозки, т.е. перевозки на расстояния, превышающие установленные схемы;

– перевозки, которые целесообразно осуществлять водным, автомобильным, трубопроводным транспортом или в смешанном сообщении;

– повторные перевозки однородных (взаимозаменяемых) грузов, за исключением перевозок таких грузов с баз длительного хранения, с баз подгруппировки или предприятий, выполняющих эти функции.

Грузовые перевозки на железнодорожном транспорте подразделяются следующим образом:

– местное сообщение - в пределах одной железной дороги;

– прямое сообщение - в пределах одной или нескольких железных дорог по одному перевозочному документу;

– прямое смешанное сообщение - при перевозке комбинируется несколько видов транспорта (железнодорожно-водное, железнодорожно-автомобильное, железнодорожно-водно-автомобильное и др.);

– прямое международное сообщение - осуществляется при перевозке с участием дорог двух и более государств, но по одному перевозочному документу.

Железнодорожные перевозки грузов также различаются по скорости доставки:

– грузовой скоростью перевозят большую часть номенклатуры грузов, не требующих особых условий доставки;

– пассажирской скоростью (в багажном отделе) перевозят, как правило, почту, периодическую печать и вещи пассажиров;

– большой скоростью перевозят скоропортящийся груз, требующий оперативной транспортировки.

Перевозочный процесс – это совокупность взаимосвязанных технологических операций, выполняемых предприятиями ж.д. транспорта при подготовке, осуществлении, завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.

В перевозочном процессе принимают участие различные подразделения ж.д. транспорта: локомотивное хозяйство, путевое, вагонное хозяйства, СЦБ и связи, и их усилия объединяют эксплуатационники, которые занимаются продвижением груза по сети ж.д.

Эксплуатационная деятельность делится на две части:

1.    техническая эксплуатация.

2.    коммерческая эксплуатация.

Техническая эксплуатация – регламентирует внутреннюю деятельность ж.д. (организация вагонопотоков, график движения поездов, безопасность движения, техническое нормирование). Эта деятельность осуществляется без участия отправителей и получателей груза.

Коммерческая эксплуатация – межотраслевые и юридические технологические отношения ж.д. с государственными предприятиями, организациями, другими видами транспорта и частными лицами.

Коммерческая деятельность определяет внешнюю деятельность ж.д. транспорта. Она начинается при передаче груза от отправителей и заканчивается передачей груза получателям, т.е. она начинается со склада грузоотправителя и заканчивается на складе грузополучателя.

Груз - объект ж.д. перевозки, принятый в установленном порядке, за своевременность и сохранность доставки которого ж.д. несёт предусмотренную Уставом ж.д. транспорта ответственность.

Коммерческую деятельность можно рассматривать как комплекс платных услуг и широкомасштабного сервиса, которые предоставляются ж.д. транспортом отраслям промышленности, сельского хозяйства и гражданам.

Эти услуги являются основным источником дохода:

– плата и сборы за перевозки грузов, пассажиров и багажа;

– плата за аренду вагонов и складского хозяйства;

– сборы за выполнение погрузочно-разгрузочных и других транспортных услуг.

Основное содержание грузовой и коммерческой работы:

– оперативное планирование перевозок, в том числе в смешанном и международном сообщении;

– приём к перевозке грузов от отправителей и выдача его получателям;

– оформление перевозочных документов;

– тарифы и расчёты за перевозки;

– взвешивание и хранение при приёме прибывших грузов и выдаче их получателю;

– разработка правил и условий перевозок грузов, а также технических условий погрузки и размещения грузов в вагонах;

– механизация ПРР;

– эксплуатация складского и весового хозяйства;

– транспортно - экспедиторская деятельность (ТЭО);

– взаимодействие с промышленным ж.д. транспортом (с подъездными путями);

– развитие контейнерных и пакетных перевозок;

– взаимодействие с другими видами транспорта, организация интермодальных (смешанных, международных) и мультимодальных перевозок;

– организация международных перевозок;

– организация перевозок скоропортящихся грузов.