История классификации путей
Традиционно, действующая система ведения путевого хозяйства, именуется:
либо названием нормативного документа, вводящего эту систему, например «распоряжение 3212р»,
либо годом введения, например «...система ведения ПХ 2001 года»
Классификация путей до 1994 г
С момента создания ЖД, их классификация производилась только по грузонапряженности, которая делилась на три или четыре диапазона. Для каждого диапазона, выдвигались требования к элементам ВСП, подобранные опытным путём:
особотяжелая конструкция пути;
тяжелая конструкция пути;
средняя конструкция пути;
лёгкая конструкция пути;
Соответствие прочности и устойчивости элементов установленной скорости движения- проверялась расчетом пути на прочность.
Классификации после 1994 года
Современный подход к классификации путей, опирающийся на основные эксплуатационные факторы, начал создаваться в конце 80х годов прошлого века.
Классификация путей, за упомянутый исторический период, устанавливалась следующими нормативными актами:
«Положение о системе ведения путевого хозяйства ОАО РЖД» утверждённые распоряжением 3212р от 31.12.2015
«ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА РАБОТЫ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ (МОДЕРНИЗАЦИИ) И РЕМОНТУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ» утверждённые распоряжением 75р от 18 января 2013 г. с изменениями от 21 января 2015 г. N 101р , от 28 апреля 2014 г. N 1035р
«ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути» утверждённые распоряжением 857р «02» мая 2012 г.
«ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ ВЕДЕНИЯ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» распоряжение 2211Р от 30.10.2009
ЦПТ-53 ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА РАБОТЫ ПО РЕМОНТУ И ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЙ ВЫПРАВКЕ ПУТИ" утв. МПС РФ 30.09.2003
Положение о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации МПС РФ от 21.03.2001 г.
«О ПЕРЕХОДЕ НА НОВУЮ СИСТЕМУ ВЕДЕНИЯ ПУТЕВОГО ХОЗЯЙСТВА НА ОСНОВЕ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО УРОВНЯ И ВНЕДРЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ». МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ 12-Ц от 16 августа 1994 г.
Несмотря на то, что основные принципы классификации оставались неизменны с 1994 года, детали классификации существенно менялись.
Диапазоны скоростей- с 1994 до 2015 года- носили название «Категория пути», а количество диапазонов составляло шесть или семь. При этом, на разных исторических этапах границы диапазонов незначительно менялись.
С 2015 года диапазон скоростей движения- был переименован в «Подгруппу пути», а число подгрупп было увеличено до 8.
В настоящее время действует понятие: «Диапазон допустимых скоростей», а число диапазонов сокращено до трёх.
По грузонапряженности- пути делились на диапазоны, именуемые группами. Изначально, количество групп составляло пять. На разных исторических этапах периодически вводилась и ликвидировалась группа А (Г>80 млн.т брутто в год) и группа Е (Г<5 млн.т брутто в год), незначительно менялись и границы групп. В 2015 году, количество групп увеличилось до шести (от А до Е).
С 2018 года- обозначение групп было существенно пересмотрено:
ЖД линии специализаций В, С, П- получают самостоятельные группы, больше не зависящие от грузонапряженности.
Остальные пути- делятся на шесть групп, в зависимости от грузонапряженности, диапазоны которой существенно не изменялись.
В отличие от диапазонов скорости и грузонапряженности- количество классов с 1994 по 2015 оставалось неизменным: 5 классов пути.
С 2015-го, за счет увеличения скоростей движения- были введены т. н. «1-й скоростной» и «2-й скоростной» класс- сочетание 1 класса и подгруппы 1С1 и 1С2.
С 2018-число классов снова сокращено до 5.