Геодезические изыскания на этапе проектирования

При производстве инженерно-геодезических изысканий для проекта должен быть выполнен комплекс работ, обеспечивающий получение топографо-геодезических материалов и данных, необходимых для доработки и детализации проектных решений, принятых в ТЭО (ТЭР), уточнения основных технико-экономических показателей и расчета стоимости строительства проектируемой железной или автомобильной дороги, а также для производства других видов инженерных изысканий.

Наиболее общие требования изложены в СП 11-104-97 раздел 7

Подготовительный этап проектных работ

Подготовительный этап изысканий должен включать:

  • анализ материалов ТЭО (ТЭР);

  • выявление и трассирование местных вариантов и подвариантов трассы в пределах направления проектируемой дороги, принятого в ТЭО (ТЭР), их оценка, сравнение и выбор вариантов трассы для полевых обследований;

  • составление программы изысканий и договорной документации;

  • оформление (продление срока действия) разрешений на производство изысканий и аэрофотосъемки;

  • организация полевых изысканий.

Для трассирования местных вариантов и подвариантов трассы следует использовать, как правило, инженерно-топографические планы масштабов 1:5000-1:1000, составленные при разработке ТЭО (ТЭР).

Полевой этап проектных работ

Полевой этап изысканий должен включать:

  • рекогносцировку вариантов трассы;

  • аэрофотосъемку1;

  • планово-высотную привязку и дешифрирование аэрофотоснимков;

  • создание съемочного обоснования и наземные топографические съемки на тех участках трассы, где масштаб прежних съемок не удовлетворяет требованиям проектирования, а аэрофотосъемка не выполняется, а также топографические съемки участков индивидуального проектирования земляного полотна, средних и больших мостовых переходов, площадок под карьеры строительных материалов и т.п.;

  • полевое трассирование2;

  • топографическую съемку пересечений всех подземных и надземных коммуникаций;

  • геодезическое обеспечение других видов инженерных изысканий.

Рекогносцировка вариантов трассы должна обеспечить:

  • выявление соответствия реальных природных условий принятым при камеральном трассировании и оценке вариантов трассы;

  • уточнение участков, где необходимо провести детальные обследования;

  • уточнение объемов и технологии выполнения топографо-геодезических работ, предусмотренных программой изысканий.

Рекогносцировку следует проводить по всем вариантам, подлежащим полевым обследованиям.

Рекогносцировка должна быть наземной и выполнена по всей длине вариантов.

Аэровизуальная рекогносцировка3 допускается только для общего ознакомления с местностью.

Масштабы топографических съемок следует устанавливать в зависимости от характеристики участков съемки и видов проектируемых сооружений по табл. 1. Высоту сечения рельефа горизонталями принимают в соответствии с требованиями СП 11-104-97.

Таблица 1

Характеристика участка съемки (сооружения)

Масштаб съемки

Трасса железной и автомобильной дороги:

в равнинной и пересеченной местности

1:5000-1:2000

в сложных горных условиях

1:2000-1:1000

на застроенной территории

1:1000-1:500

на участках с мелиорированными землями или с ценными сельскохозяйственными культурами

1:2000-1:1000

Железнодорожные узлы

1:5000-1:1000

Железнодорожные станции

1:1000-1:500

Разъезды в перегоны

1:2000-1:500

Площадки под малые искусственные сооружения:

в равнинной и пересеченной местности

1:1000

на косогорных участках

1:500

Средние и большие мостовые переходы

1:1000

Портальные участки тоннелей

1:1000

Площадки под служебно-технические здания, жилые поселки, объекты водоснабжения, канализации и т.п.

1:1000-1:500

Пересечения с дорогами всех категорий, трубопроводами, воздушными линиями электропередач и связи

1:1000-1:500

Площадки под грунтовые карьеры и карьеры местных строительных материалов

1:2000

Границы и площади участков, подлежащих топографической съемке, должны устанавливаться в программе изысканий с учетом потребностей других видов инженерных изысканий.

Ширина полосы местности вдоль трассы новой железной или автомобильной дороги, подлежащая наземной топографической съемке, должна обеспечивать проектирование земляного полотна, искусственных сооружений, обустройств дороги, водоотводов, лесозащитных полос, продольных линий связи и электроснабжения, а в необходимых случаях и притрассовой автомобильной дороги.

Ширина полосы тахеометрической съемки должна приниматься в соответствии с требованиями п. 2.7 ВСН 208-89.

Полевое трассирование (вынос трассы в натуру) следует выполнять, в случае необходимости, на участках индивидуального проектирования земляного полотна, а также для геодезического обеспечения детальных инженерно-геологических и инженерно-гидрометеорологических изысканий.

С уложенной в натуре трассы должна быть выполнена:

  1. топографическая съемка отдельных участков местности4.

  2. съемка поперечных профилей местности :

  • на участках индивидуального проектирования земляного полотна на косогорах круче 1:5;

  • при наличии близкорасположенных существующих объектов;

  • в случае, когда земляное полотно будет перекрывать неоднородные участки местности5;

  • при сложных условиях организации продольного водоотвода (перепуски и т.д.);

  • на площадках под раздельные пункты.

Ширину полосы местности, снимаемой с трассы поперечными профилями, следует назначать с учетом проектирования продольного энергоснабжения, линий связи, притрассовой автомобильной дороги, защитных лесонасаждений и т.п.

Камеральный этап проектных работ

Камеральный этап изысканий должен включать обработку полевых материалов и составления отчетных документов, предусмотренных программой изысканий.

К отчетным документам относятся:

  • план трассы с указанием всех вариантов, магистральных ходов и трасс предыдущих изысканий;

  • инженерно-топографические планы полосы местности вдоль вариантов трассы и площадок для проектирования мостовых переходов, станций, поселков и т.п.;

  • продольные и поперечные профили по вариантам трассы(

  • материалы съемки подземных и надземных коммуникаций, пересекаемых трассой дороги(

  • ведомости координат и высот точек съемочного обоснования, акты согласований (в соответствии с программой изысканий);

  • технический отчет о выполненных работах.

___________________________________________________

1 если она не производилась при изысканиях для разработки ТЭО

2 вынос трассы в натуру

3 с использованием лёгких летательных аппаратов или телеуправляемых дронов

4 площадки под малые искусственные сооружения и т.п.

5 трасса проходит у подошвы склона, по краю болота и т.п.

Последнее изменение: Понедельник, 26 сентября 2022, 15:59