Геодезические изыскания на этапе ТЭО

Изыскания для предпроектной документации

При производстве инженерно-геодезических изысканий для разработки ТЭО (ТЭР)1 должен быть выполнен комплекс работ, обеспечивающий получение топографо-геодезических материалов и данных, необходимых:

  • для выбора направления и трассы,

  • разработки основных проектных решений и технико-экономических показателей, в том числе определения расчетной стоимости строительства проектируемой железной или автомобильной дороги,

  • а также для производства других видов инженерных изысканий.

Наиболее общие требования представлены в СП 11-104-97 раздел 6

Подготовительный этап ТЭО

Подготовительный этап предпроектных изысканий должен включать:

  • получение на район изысканий топографических карт и планов, материалов аэро- и космофотосъемки, а также материалов изысканий прошлых лет;

  • сбор и изучение фондовых, литературных и специализированных материалов, характеризующих особенности природных условий района изысканий;

  • камеральное трассирование, оценку, сравнение и выбор конкурентоспособных вариантов трассы проектируемой дороги для полевых обследований, выделение эталонных и сложных (барьерных) участков конкурирующих вариантов трассы;

  • предварительное согласование расположения конкурентоспособных вариантов трассы с органами местного самоуправления, по территории которых проходит проектируемая дорога;

  • составление программы изысканий и договорной документации;

  • оформление разрешений на производство изысканий и аэрофотосъемки;

  • организацию полевых изысканий.

Для отбора возможных направлений проектируемой железной или автомобильной дороги и определения границ района изысканий следует использовать топографические карты масштаба 1:1000000-1:100000.

Камеральное трассирование для выбора направления проектируемой дороги должно выполняться по топографическим картам масштаба 1:25000 или планам масштаба 1:10000 (если они есть на весь район изысканий или его часть) с использованием материалов аэро- и космофотосъемки и других материалов, собранных на район изысканий.

Для выбора трассы, разработки основных проектных решений и определения расчетной стоимости строительства железной и автомобильной дороги по конкурирующим вариантам трассы проектируемой дороги следует выделить эталонные и сложные (барьерные) участки, на которых должна быть выполнена топографическая съемка в масштабах:

в равнинной местности 1:5000-1:2000;

в местности с пересеченным рельефом и в горных районах 1:2000-1:1000.

К эталонным относятся представительные участки, строительные условия которых (по инженерно-геологическим характеристикам, гидрологическому режиму и т.п.) могут быть распространены на другие, аналогичные им, участки трассы.

Длина эталонного участка не должна быть менее 10 км.

К сложным (барьерным) участкам относятся:

  • места распространения геологических процессов, явлений и образований, которые могут оказать существенное влияние на выбор проектных решений, технологию, сроки и стоимость строительства, эксплуатационный режим дорожных сооружений и их комплексов (оползневые косогоры, прижимы, осыпи, сели, участки развития современного карста, подземные льды, крупные наледи, глубокие протяженные болота и т.п.);

  • участки трассы на пересечениях крупных озер, морских заливов, водохранилищ и т.п.;

  • большие и внеклассные мостовые переходы;

  • тоннели;

  • участки трассы вблизи крупных населенных пунктов и промышленных объектов.

Полевой этап ТЭО

Для разработки ТЭО (ТЭР) в простых природных условиях допускается, при соответствующем обосновании в программе изысканий, выполнять инженерно-геодезические изыскания без производства полевых топографо-геодезических работ.

Изыскания полевого этапа должны включать:

  • рекогносцировку конкурентоспособных вариантов трассы;

  • аэрофотосъемку, планово-высотную привязку и дешифрирование аэрофотоснимков по вариантам, принятым для полевых обследований;

  • создание съемочного обоснования и наземную топографическую съемку эталонных и сложных (барьерных) участков в масштабах 1:5000-1:1000 в случаях, когда выполнение аэрофотосъемки программой изысканий не предусмотрено;

  • выявление коммуникаций и других объектов, подлежащих переустройству или сносу в связи со строительством дороги;

  • геодезическое обеспечение других видов инженерных изысканий.

В процессе рекогносцировки конкурентоспособных вариантов направлений проектируемой дороги должно быть проверено соответствие топографических материалов, использованных для камерального трассирования, современному состоянию рельефа и ситуации, уточнены положение и границы участков, на которых требуется проведение топографо-геодезических работ и обследований.

При аэрофототопографической съемке по конкурентоспособным вариантам трассы наземные топографо-геодезические работы должны включать в себя планово-высотное обоснование и полевое дешифрирование аэрофотоснимков с учетом возможного использования материалов аэрофотосъемки на последующих стадиях проектирования.

При производстве изысканий наземными методами съемочное обоснование и тахеометрическая съемка в масштабах 1:5000-1 1000 выполняются только на эталонных и сложных (барьерных) участках.

Ширина полосы тахеометрической съемки вдоль трассы устанавливается в программе изысканий в зависимости от конкретных условий и не должна превышать, как правило, 300 м.

Камеральный этап ТЭО

Камеральный этап изысканий должен включать обработку полевых материалов и составление отчетных документов, предусмотренных программой.

К отчетным документам относятся:

  • инженерно-топографические планы эталонных и сложных (барьерных) участков трассы;

  • продольные профили по вариантам трассы;

  • ведомости координат и высот точек съемочного обоснования (планово-высотного обоснования аэрофотоснимков);

  • документы предварительного согласования вариантов трассы с органами местного самоуправления;

  • технический отчет о выполненных работах.

_____________________________________________________________

1Технико-Экономическое Обоснование (Технико-Экономические Расчеты)

Last modified: Friday, 23 September 2022, 4:00 PM