Лекция 5. Механизм формирования эффективных систем и технологий управления персоналом

План лекции:

5.1 Целеполагание и принципы формирования целей организации и системы управления персоналом. Формирование функций СУП.

5.2 Элементы организационно-экономического механизма управления персоналом. Влияние показателей трудовой деятельности.

5.3 Обоснование выбора темы проекта, объекта и предмета исследования. Введение. Формулировка актуальности, цели, задач. Выбор методов и составление плана исследования.

6.1 Целеполагание и принципы формирования целей организации и системы управления персоналом. Формирование функций СУП

Одной из главных задач менеджмента является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система. Целеполагание – это практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами.

Миссия организации – это главная цель организации, ради которой она создана и которая характеризует определенные виды ее деятельности. При этом определение миссии организации, которая выражает философию и смысл ее существования, выступает в качестве первого этапа целеполагания. Миссия детализирует статус организации и направления деятельности для определения главной цели и стратегии организации. Формулировка миссии обычно включает: цель организации (траекторную или точечную) по товарам и услугам, рынкам, технологиям; характеристику культуры организации, тип привлекаемых работников.

Можно выделить следующие свойства целей:

1. соподчиненность, т.е. цели подсистем вышестоящего уровня, обусловливают цели подсистем нижестоящего уровня (вывод: цели формируются сверху – вниз);

2. развертываемость, которая выражается в том, что более общая цель конкретизиуется несколькими более локальными, частными целями. Развертываемость может осуществляется по содержанию, по времени, по уровню;

3. соотносительная важность.

Цель организации определяет концепцию ее развития и основные направления деловой активности. Главные цели определяют, что организация намерена делать в среднесрочной перспективе. Цели второго уровня (задачи) формируются для достижения целей первого уровня. Под задачами понимаются результаты, которые должны быть получены в краткосрочной перспективе обычно в течение года. Взаимоувязанное сочетание миссии, целей и задач определяет рамочные условия и направления деятельности организации. Цели организации реализуются через стратегию и тактику.

Тактика – система мер по реализации стратегии в определенные промежутки времени хозяйственной деятельности организации. Ее назначение – это оперативное управление по достижению целей организации в те или иные периоды ее деятельности.

Стратегия – основное направление деятельности организации. Стратегия предполагает разработку концепций, прогноза или программы, содержащих методы и меры по осуществлению миссии.

Для каждого подразделения организации существуют собственные цели. Цели подразделений должны входить в цели организации как часть целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений.

При проектировании эффективной системы управления персоналом, исходя из целей, задач и используемой стратегии компании, необходимо обозначить главные функции системы управления персоналом.

Например,

a)        прогнозирование потребности в кадрах и ситуации на рынке труда;

b)       формирование кадровой политики;

c)        планирование развития специалистов;

d)       создание оптимальных условий труда на предприятии, порядка охраны труда;

e)        адаптация новых работников;

f)          оценка сотрудников, обучение и повышение квалификации;

g)       разработка и реализация концепции мотивации и продвижения кадрового резерва.

Для осуществления перечисленных функций системы управления персоналом применяются индивидуальные и групповые технологии. Первые используются по отношению к отдельным работникам, а вторые учитывают взаимные интересы сотрудников, воздействуют на группы для достижения необходимого результата.

В качестве наиболее часто используемых групповых (многозвенных) приемов можно отметить технологию найма новых работников. Этапы отбора и оценки персонала проводятся по стандартизированным схемам с тщательным обдумыванием возможных карьерных перспектив для нанимаемого сотрудника.

Отдельно стоит выделить правовое и информационное обеспечение процесса управления человеческими ресурсами. К нему относится выполнение задач регулирования трудовых взаимоотношений, учет персонала, разработка кадровой политики, предоставление информации сотрудникам по любым кадровым и законодательным вопросам.

Для построения эффективной системы управления человеческим капиталом учитывается: число уровней координации на предприятии, численность штата, гибкость менеджмента и компании, ее специализацию.

Цели и главные функции управления персоналом:

-          формирование адекватной организационной структуры;

-          полное регулирование штата, начиная с подбора, отбора и найма заканчивая принятием кадровых решений по повышению и кадровому продвижению и определением уровня заработной платы и компенсации;

-          выстраивание системы работы с кадрами, ориентированной на увеличение прибыльности компании (или на любой другой критерий успеха);

-          разработка стратегии кадровой работы, привлечение менеджеров всех уровней для ее реализации;

-          создание резерва специалистов, планирование карьеры наиболее перспективных сотрудников;

-          документирование всех процессов работы с кадрами;

-          разработка и внедрение системы мотивации;

-          разработка технологий для оценки кадрового состава и эффективности отдельного рабочего места.

В качестве основных методов управления выбираются социальные, психологические и организационно-распорядительные. Они основываются на ответственности сотрудников, повышении уровня их вовлеченности, создании благоприятной рабочей атмосферы, адекватной системе компенсации и оплаты труда.

На подразделение по управлению персонала могут быть возложены следующие функции: контроль потребности в персонале, своевременное решение вопроса дефицита квалифицированных кадров, работа на перспективу с учетом повышения компетенций работников; постоянный анализ качества штата предприятия по набору критериев (образование, демография, профессионализм); разработка кадровой политики организации (HR политики и процедуры); организация аттестации и оценки трудовой деятельности персонала; координация работы с работниками в пределах всей организации, чаще на уровне менеджеров среднего звена; оценка результатов труда по подразделениям (обратная связь с клиентами, показатели деятельности организации, затраты на персонал).