Практическое занятие по теме 2.3 Функционально-стоимостной анализ СУП (4 часа)

Изучите представленный теоретический материал по теме "Функционально-стоимостной анализ системы управления персоналом. Анализ причин возникновения недостатков в кадровом менеджменте»

Проведите расчеты.

1 Сущность и принципы функционально-стоимостного анализа системы управления персоналом.

2 Анализ функций и затрат на их осуществление.

1 Сущность и принципы функционально-стоимостного анализа системы управления персоналом

Функционально-стоимостной анализ (далее ФСА) — метод технико-экономического исследования функций управленческого персонала организации, направленный на поиск резервов снижения затрат на управление и достижение наилучших производственно-коммерческих результатов на основе выбора эффективных способов управления.

Этот метод основывается на принципах:

-     функционально-стоимостного подхода, который означает исследование функций управленческого персонала по выработке, обоснованию, принятию и реализации управленческих решений для достижения запланированного объема, состава товаров и услуг при минимальном уровне затрат на управление и производство;

-     системного подхода, означающего исследование объекта как системы, включающей в себя другие составные элементы, без которых невозможно осуществление функций управления: кадры управления, технические средства управления, организационная структура управления, технология управления, информация, решения. В рамках этого подхода рассматриваются внутренние связи между элементами объекта, которые находятся во взаимодействии, а также внешние связи объекта, являющиеся частью системы управления более высокого уровня;

-     народно-хозяйственного подхода к оценке результатов управленческой деятельности и затрат на персонал аппарата управления организации. Такой подход требует анализа и оценки функций и их носителей на всех этапах жизнедеятельности системы управления (создания, функционирования, развития). Этот подход проявляется в постановке и решении проблем с общегосударственных позиций;

-     коллективного творчества для поиска и выработки наиболее эффективных вариантов совершенствования управления, который состоит в том, что при проведении ФСА используется различное сочетание интуитивных, дедуктивных и других способов мышления. При этом для решения задач привлекают широкий круг специалистов различного профиля и разных уровней управления;

-     соответствия степени значимости функций затратам и уровню качества их реализации, который заключается в том, что определяются важность каждой функции системы управления в сравнении с другими функциями, фактические затраты на их осуществление и качество их выполнения. Затем происходит сопоставление значимости функций с затратами на их реализацию и уровнем качества их осуществления. Этот прием позволяет дать экономическую оценку существующей и предлагаемой системе управления.

Основными задачами ФСА являются:

-     достижение наилучшего соотношения между эффективностью работы аппарата управления и затратами на его содержание;

-     снижение затрат на производство выпускаемой продукции и оказание услуг, повышение их качества;

-     рост производительности труда управленческих работников и рабочих производственных подразделений;

-     улучшение использования производственных фондов, материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

-     сокращение или ликвидация брака.

В таблице 1 представлены основные термины, используемые в процессе проведения ФСА (по А.Я. Кибанову).

Таблица 1 – Основные понятия, применяемые в ФСА

Название

Содержание

1

функция управления

направление управленческой деятельности, состоящее в оказании управляющего воздействия на объект управления

2

система управления

система, в которой реализуются функции управления; включает подсистему линейного руководства, функциональные, целевые и обеспечивающие подсистемы

3

классификация функций управл.

группировка функций по различным признакам

4

декомпозиция функций управления

расчленение функций на составляющие их управленческие процедуры, а процедуры — на операции

5

управленческая процедура

часть функции управления, которая предусматривает определенную последовательность в осуществлении управленческих операций, фиксирует исполнителя операций, место исполнения, используемые технические средства, затраты времени на каждую операцию, необходимую информацию для выполнения операций

6

управленческая операция

часть управленческой процедуры, выполняемая руководителем, специалистом или другим служащим аппарата управления с применением (или без применения) технических средств управления для выработки, обоснования, принятия и реализации управленческих решений

7

функциональные связи управления

связи между функциональными подразделениями организации, устанавливаемые для выполнения функций

8

горизонтальные функциональные связи

управленческие связи между подразделениями аппарата управления, находящимися на одном уровне иерархии

9

вертикальные функциональные связи

управленческие связи между подразделениями аппарата управления, находящимися на различных ступенях иерархии

10

внешние функции управления

функции по регулированию внешних связей со смежными и вышестоящими организациями

11

внутренние функции управления

функции по регулированию внутренних связей организации между функциональными подразделениями как одного уровня, так и разных уровней иерархии

12

главная функция управления

функция, для осуществления которой создан аппарат управления или отдельные подразделения

13

основная функция управления

функция, без которой не может быть осуществлена главная функция управления

14

вспомогательная функция управления

функция, способствующая осуществлению основной функции управления

15

носитель функции управления

отдельное функциональное подразделение, его составные части, должностное лицо или их совокупность, участвующие в реализации функции управления

16

затраты на осуществление функций управления

затраты на содержание носителя функций, а также затраты, связанные с процессом реализации функций управления

17

качество функций управл.

зависит от качества оргструктуры организации и процесса управления

18

анализ затрат на реализацию функций управления

определение затрат на содержание носителя функции, реализацию функции и сопоставление их со степенью значимости анализируемых функций при помощи специальной диаграммы

19

диаграмма значимости функций и затрат на их реализацию

совмещенная диаграмма для оценки соответствия значимости функций и затрат на их осуществление. В верхней части диаграммы функции управления располагаются по степени их значимости, а в нижней приводятся затраты на их реализацию

20

диаграмма значимости функций и уровня их качества

совмещенная диаграмма для оценки соответствия значимости функций управления и уровня качества функций. В верхней части диаграммы функции управления располагаются по степени их значимости, а в нижней дается оценка уровню их качества

21

функционально-стоимостная диаграмма

графическое изображение функций управления. Имеются специальные правила построения диаграммы. Выявляются бесполезные, вредные, несвойственные, дублируемые функции