Лекция 7

Тема занятия: Статистика труда. Статистика численности и состава работников, показатели движения и текучести рабочей силы,  статистика использования рабочего времени,  статистика производительности труда, статистика заработной платы


ЛЕКЦИЯ 7. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ

Тема занятия: Статистика труда. Статистика численности и состава работников, показатели движения и текучести рабочей силы,  статистика использования рабочего времени,  статистика производительности труда, статистика заработной платы

Цели обучения: ознакомить с понятиями: Определение численности работников. Показатели движения рабочей силы. Рабочее время. Баланс рабочего времени. Показатели использования рабочего времени.

Понятие производительности труда как экономической категории. Система показателей производительности труда. Анализ динамики производительности труда. Понятие категории «стоимость труда». Структура затрат на рабочую силу. Показатели уровня и динамики оплаты труда. Статистическое изучение оплаты труда.

Основные теоретические сведения и вопросы, необходимые для усвоения данной темы:  

Основной задачей статистики труда является контроль за выполнением плановых заданий в области трудовых ресурсов, заработной платы и производительности труда.

Предметом этого раздела статистики труда является численность и состав работников железнодорожного транспорта, распределение по категориям персонала, квалификационному и возрастному составу, профессиям, должностям, производственным группам, стажу работы и другим признакам.

Первичными документами учёта численности  работников являются приказы (распоряжения) о приёме, увольнении или переводе на другую работу, о предоставлении отпусков,  личные карточки, трудовые книжки, табели об использовании рабочего времени и другие документы в соответствии с действующим законодательством. Личные карточки работников комплектуют по структурным подразделениям предприятия в алфавитном списке, образуя картотеку личного состава.

Основным статистическим показателем   численности работников является списочный состав, включающий всех работников, принятых на постоянную, сезонную или временную работу от одного дня и более. В списочный состав работник включается со дня зачисления его на работу.

Изменения численности могут происходить ежедневно в результате приёма и увольнения работников. Этот учёт ведётся ежедневно. Имея информацию о списочном составе предприятия, нельзя сказать о том, какими трудовыми ресурсами предприятие располагало за тот или иной период времени.  Поэтому на основе  списочного  состава  определяют важнейшие показатели статистики труда - списочная численность на дату и среднесписочная численность за период.

 В среднесписочной численности работники учитываются за каждый календарный день, включая нерабочие дни недели, как целые единицы. Работники, работающие неполный рабочий день, учитываются в среднесписочной численности пропорционально отработанному времени. Среднесписочная численность  Nrb   определяется делением  списочного состава, подлежащего включению в среднесписочную численность,  за все дни отчётного периода  åN rb-i   на количество дней в данном периоде t.      

Nrb   =  åN rb-i  /  t .

         При определении среднесписочной численности за квартал, полугодие, девять месяцев или год суммируют среднесписочные численности за количество входящих в искомый период месяцев  и делят  на число месяцев в периоде (соответственно на 3, 6, 9 и 12 месяцев).

         Помимо списочного состава на предприятиях могут работать и другие работники. Это лица, работающие по совместительству из других организаций, по договорам гражданско-правового характера, привлечённые для работы по специальным договорам с государственными организациями и на других условиях. Они  не входят в списочную численность и представляют несписочный состав предприятия. Отнесение работника к той или иной категории регламентируется инструкцией о составлении отчётов о численности и фонде заработной платы (Постановление Росстата от 27.07.2004 № 34).

Таким образом, кроме среднесписочной численности на предприятиях железнодорожного транспорта, как и во всех отраслях экономики, определяется и показатель средней численности работников за какой-либо период. В его состав включаются:

- среднесписочная численность работников;

- средняя численность внешних совместителей;

- средняя численность работников, выполнявших работы по  договорам гражданско-правового  характера.

 При этом следует отметить, что среднесписочная численность  составляет почти 96%  от средней численности.

Отличительные  особенности железнодорожного транспорта вызывают необходимость учитывать кроме вышеназванных ещё и явочную численность работников локомотивных и поездных бригад и проводников пассажирских вагонов.

Решение аналитических задач, стоящих перед  ОАО «РЖД», вызывает необходимость группировки численности работников по различным признакам:  видам деятельности;   отраслям хозяйства; производственным группам, профессиям; категориям персонала и другим признакам.

По видам деятельности выделяются работники основных видов, занятые на:

грузовых перевозках;

пассажирских перевозках в дальнем сообщении;

пассажирских перевозках в пригородном сообщении;

предоставлении услуг инфраструктуры;

предоставлении услуг локомотивной тяги;

ремонте подвижного состава;

обслуживании основных видов деятельности;

и других видов деятельности, занятые на:

строительстве объектов инфраструктуры;

научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах;

предоставлении услуг социальной сферы;

прочих видах деятельности.

Основой для распределения работников по видам деятельности является Номенклатура расходов основных видов деятельности железнодорожного транспорта. Если отдельные работники в течение отчётного периода были заняты на работах  в разных видах деятельности, они распределяются расчётным путём пропорционально доле рабочих часов, затраченных на выполнение этих работ.

Группировка  работников железнодорожного транспорта осуществляется по следующим отраслевым хозяйствам:

- локомотивное;

- электроснабжения;

- вагонное;

- перевозок;

- коммерческой работы в сфере грузовых перевозок;

- пассажирское;

- пути;

- гражданских сооружений;

- сигнализации, централизации и блокировки и информатизации и связи;

- материально-технического снабжения;

- автомобильного транспорта;

- технологических центров ж.д. (техПД) и агентств СФТО;

- пригородных перевозок;

- энергосбыт;

- остальные подразделения.

По производственным группам внутри отдельных  хозяйств выделяются работники следующих групп:

по службе локомотивного хозяйства:

- текущий ремонт и техническое обслуживание локомотивов;

- локомотивные бригады

из них  машинисты локомотивов;

         - экипировка и подача топлива на локомотивы;

         по службе электроснабжения:

         - электромонтёры контактной сети;

         - машинисты автомотрис, водители дрезин;

         - электромеханики;

         по службе вагонного хозяйства:

         - техобслуживание и текущий ремонт грузовых вагонов;

         - деповской ремонт грузовых вагонов;

         по службе перевозок:

         - штат по формированию поездов;

         - работники станционных технологических  центров обработки поездной информации и перевозочных документов;

         по службе пути:

         - текущее содержание пути (включая одиночную смену элементов верхнего строения пути

                   из них  монтёры пути текущего содержания пути;

                               операторы дефектоскопных тележек;

                               дежурные по переездам;

         по службам сигнализации, централизации и блокировки и связи и ВТ:

         - электромонтёры СЦБ и связи и ВТ

                   в т.ч. электромонтёры связи и ВТ;

         - электромеханики СЦБ и связи

                   в т.ч. электромеханики связи и ВТ;

         по службе коммерческой работы в сфере грузовых перевозок:

         - приёмосдатчики груза и багажа;

         - механизаторы, включая рабочих комплексных бригад;

         - кассиры товарные;

         - работники, выполняющие погрузочно-разгрузочные работы;

         по службе пассажирской (включая дирекции пассажирских перевозок):

         - работники вокзалов (без кассиров билетных);

         - кассиры билетные;

         - проводники пассажирских вагонов;

         по службе пригородных перевозок (включая дирекции пригородных перевозок):

         - локомотивные бригады

                   из них  машинисты моторвагонного подвижного состава;

         - текущий ремонт моторвагонного подвижного состава;

         - кассиры билетные.

         Работники всех подразделений железнодорожного транспорта группируются по категориям:

         - рабочие (они составляют  чуть больше 72%);

         - руководители (6%);

         - специалисты (чуть больше 16%);

         - другие служащие (чуть больше 5%).

При проведении единовременных обследований (мониторингов) могут использоваться  такие признаки группировки, как  пол, возраст, уровень образования и квалификации и т.д. 

Основными показателями движения и текучести рабочей силы являются следующие.

         Процент оборота рабочей силы  определяется  отдельно по принятым и выбывшим работникам  как отношение общего числа принятых или выбывших  в течение отчётного периода к среднесписочной численности работников за этот же период.

К об =  Ч пр *100/ Чср.сп.             К об =  Ч выб *100/ Чср.сп.

         Процент текучести кадров  определяется отношением общей численности уволенных за нарушение трудовой дисциплины и по собственному желанию за отчётный период к  среднесписочной численности работников за этот же период.

К тек =  Ч ув *100/ Чср.сп

         Коэффициент восполнения работников,  уволившихся по разным причинам вновь принятыми, определяется отношением численности принятых работников за отчётный период к уволившимся по разным причинам за тот же период.

Квосп =  Чпр *100/ Чув

         Коэффициент постоянства кадров определяется отношением численности работников, состоящих в списочном составе весь отчётный год к среднесписочной численности работников за этот же год.

Для анализа использования рабочей силы, занятой в производственном процессе, необходимо иметь данные об использовании рабочего времени. Единицами измерения затрат рабочего времени являются человеко-час, человеко-день, человеко-месяц. Отработанное время, в течение которого работник участвовал в производственном процессе,  за определённый период  (год, квартал, месяц) называют фондом рабочего времени  и исчисляют в днях и часах.  

         Для большинства работников установлена 40-часовая рабочая неделя. На железнодорожном транспорте в связи с его круглосуточной работой  для ряда категорий работников устанавливается сменный график. Продолжительность смены не должна превышать 12 часов. Работа сверх установленной нормы считается сверхурочной. Её учёт ведётся поденно или помесячно. При поденном учёте сверхурочное время определяется как разница между фактическим временем работы за каждый день и нормой. При помесячном учёте – как разница между общим числом фактически отработанных часов и нормой за данный месяц.

         Отработанные человеко-дни при помесячном учёте  определяют делением общего количества отработанного времени за период на установленную продолжительность рабочего дня.

         В статистике различают продолжительность рабочего дня:

         - нормальную  tN  - установленную Трудовым Кодексом РФ и другими нормативными документами;

         - фактическую урочную tu – продолжительность работы одного работника без сверхурочных;

         - фактическую общую trb  - то же с учётом сверхурочных.

         Показатели фактической продолжительности рабочего дня определяют отношением отработанных человеко-часов Nt0   к отработанным человеко-дням Nd0 .   

trb   = Nt/ Nd0

         Средняя продолжительность рабочего месяца (года) d  в днях  определяется делением отработанных человеко-дней  на среднесписочную численность работников  за тот же период:

drbNd0 / ‾Nrb

         Оценка степени рационального использования рабочего времени  в человеко-днях  характеризуется на основе баланса календарного фонда времени отчётного периода, составными частями которого являются:

         - календарный фонд времени;

         - отработанное время;         

- неотработанное время, включающее в себя  отпуска очередные, по беременности и родам, неявки, разрешённые законом и администрацией, праздничные и выходные, прогулы и т.д.

Максимально возможный фонд времени  равен табельному  без праздничных и выходных дней.  Табельный фонд времени – это календарный фонд времени без дней отпуска.

Одним из важнейших показателей эффективности любого производственного процесса является производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени,  в натуральном, условно-натуральном  или стоимостном выражении.

На железнодорожном транспорте в основной деятельности (перевозки) производительность труда работников  сети, железных дорог, отделений измеряется количеством приведенных тонно-километров, приходящихся на одного работника, занятого на перевозках. Приведенный грузооборот определяется суммированием тарифного грузооборота и удвоенного пассажирооборота. Коэффициент удвоения  пассажирооборота был принят по соотношению трудоёмкости грузовых и пассажирских перевозок:

Псети,ж.д.  = å (pl)gp / ¯Nrb = (åpg l + 2*å pp l) / ¯Nrb

где  å (pl)gp  - приведенная продукция, приведенные т-км;

     åpg l  -  тарифный грузооборот, т-км;

    å pp l -  пассажирооборот, пассажиро-километры;

  ¯Nrb   - среднесписочная численность работников, занятых на перевозках, чел.

         Для отделений железных дорог производительность определяется:

Потд.ж.д.  = å (pl)gp / ¯Nrb =[ (å(pl)н + 2*å pp l)] / ¯Nrb

где  å (pl)н  - эксплуатационный  грузооборот отделения железной дороги,

т-км;

         Для  производительности труда работников, занятых в основных хозяйствах железных дорог применяются показатели:

         - локомотивное и путевое хозяйства – грузооборот брутто на одного работника;

         - хозяйство электроснабжения – грузооборот брутто, выполненный электрической тягой на электрифицированных линиях или количество переработанной электроэнергии  на одного работника;

         - вагонное хозяйство – пробег вагонов или количество выпущенных из ремонта вагонов в приведенных единицах на одного работника;

         - хозяйство перевозок – приведенный грузооборот на одного работника;

         - коммерческой работы в сфере грузовых перевозок – тарифный грузооборот на одного работника;

         - пассажирское– пассажирооборот на одного работника;

         - сигнализации, централизации и автоблокировки и связи и вычислительной техники – количество технических единиц на одного работника.

         Наряду с этим производительность труда определяется по структурным подразделениям и по отдельным профессиям  - машинисты локомотивов, кондукторские бригады.

         Рост производительности труда на железнодорожном транспорте  возможен за  счёт следующих факторов:

         - увеличение объёма, дальности и изменения структуры перевозок;

         - внедрение новой техники  (увеличение грузоподъёмности и мощности подвижного состава, автоматизация производственных процессов, механизация трудоёмких работ и т.д.);

         - совершенствование управления и организации перевозок, повышение степени концентрации и специализации производства, внедрение передовых методов и технологий эксплуатации;

         - совмещение профессий, внедрение передовых методов труда, рациональное использование и устранение потерь рабочего времени и т.д.

На железнодорожном транспорте  в себестоимости продукции около 40%  расходов  приходится на заработную плату. Этот показатель имеет важное значение не только для оценки уровня жизни  железнодорожников, но и для  анализа соотношения роста производительности труда и заработной платы.

Фонд заработной платы, один из основных показателей статистики труда.  В  фонд заработной платы включаются  начисленные суммы оплаты труда в денежной и неденежной формах за отработанной и неотработанное  время, компенсационные выплаты, связанные с условиями труда и режимом работы, доплаты и надбавки, единовременные поощрительные выплаты, а также оплата питания, жилья и топлива, имеющие систематический характер.

Оплата за отработанное время  представляет собой сумму,  начисленную  работникам  за выполнение производственных функций  в отчётном периоде, включая  различные доплаты, премии, компенсации и выходные пособия. 

Оплата  за неотработанное время  включает суммы, начисленные за ежегодные и дополнительные отпуска,  оплата труда при сокращённой продолжительности работы работников в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов I и II групп и т.д.

Суммы, начисленные за ежегодные  и дополнительные отпуска, включаются в фонд заработной платы отчётного месяца только в сумме, приходящейся на дни отпуска в отчётном месяце. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд заработной платы следующего месяца.

К единовременным поощрительным и другим выплатам относятся единовременные премии, вознаграждения за выслугу лет, по итогам года компенсация за неиспользованный отпуск, материальная помощь к отпуску и др.

Оплата труда лиц, работающих в организации на условиях внешнего совместительства, а также по договорам гражданско-правового характера и несписочного состава  показываются в статистической отчётности отдельно и в состав заработной платы списочного состава не включаются.

В фонд заработной платы не включаются  выплаты социального характера, к которым относятся: выходное пособие при расторжении трудового договора, суммы, начисленные при увольнении работникам в связи с ликвидацией предприятия, страховые платежи, уплачиваемые по договорам добровольного медицинского страхования работников, оплата путёвок на лечение, отдых, экскурсии, суммы на возмещение вреда, причинённого работникам увечьем, профессиональным заболеванием, материальная помощь работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д.

Фонд заработной платы различают:

- часовой и дневной (только для рабочих);

- месячный, квартальный и годовой (для всех категорий работников).

Среднечасовая заработная плата:

¯etz = Etz / Nt0,

где :   Etz -  часовой фонд заработной платы, руб.;

         Nt0  - отработанное время, человеко-часы.

Среднедневная заработная плата:

¯edz = Edz / Nd0,

где:   Edzдневной фонд заработной платы, руб.;

Nd0 – отработанное время, человеко-дни.

         Среднемесячная заработная плата:

¯emz = Emz / ¯Nrb ,

где:   Emz  – месячный фонд заработной платы, руб.;

         ¯Nrb  – среднесписочная численность работников, человек.

         Наиболее распространённым является показатель «среднемесячная заработная плата», который определяется для аналитических целей как для всех работников, так и по категориям, производственным группам, отдельным хозяйствам, профессиям  и за разные периоды: месяц, квартал и т.д.

Анализ выполнения плана по труду позволяет вскрыть недостатки в организации труда, проверить правильность расходования фонда заработной платы и оценить эффективность его использования на основе сопоставления темпов роста производительности труда и среднемесячной заработной платы.

Выплаты социального характера  с экономической точки зрения представляют собой доход работника от предприятия. К ним относятся: компенсации и льготы на лечение, отдых, проезд, трудоустройство и другие цели.


Вы прошли 0% лекции
0%