1.1.Л Экономика эксплуатационной работы предприятий железнодорожного транспорта

Объект, предмет экономики жд транспорта

Объектом изучения экономики железнодорожного транспорта является железнодорожный транспорт общего (магистральный) и необщего (железнодорожные подъездные пути) пользования – как универсальный вид транспорта и составная часть единого транспортного комплекса страны, представляющего собой совокупность транспортных подсистем, взаимодействующих и конкурирующих между собой при сохранении единого государственного регулирования и контроля в естественномонопольных и конкурентных секторах транспортного рынка.

Отрасль железнодорожного транспорта как объект изучения является сложной производственно-экономической и социальной системой со своей внутренней, только ей присущей территориально-производственной и функциональной структурой. В этом значении она выступает и как отрасль экономики продолжающая процесс создания стоимости товаров в сфере обращения, а также обеспечивающая удовлетворение потребностей людей в перемещении, в обеспечении мобильности граждан. Иными словами, в качестве объекта изучения железнодорожный транспорт выступает многоаспектно: и как отрасль экономики, как подсистема единого транспортного комплекса и как самостоятельная территориально распределенная производственно-экономическая система. В конкретных условиях объектом изучения являются отдельные экономические субъекты – организации, их подразделения, звенья и элементы железнодорожного транспорта, группы взаимосвязанных подразделений и экономических субъектов, осуществляющих конкретные виды деятельности: перевозки грузов, перевозки пассажиров в дальнем следовании и в пригородном сообщении, деятельность инфраструктурного комплекса, ремонтное производство, капитальное строительство и т.п., а также обеспечивающие их взаимодействие.

Производительные силы железнодорожного транспорта как совокупность материальновещественных элементов производства, трудовых ресурсов и способов организации производства являются частью производительных сил всего общества. В этом качестве железнодорожный транспорт является объектом изучения естественных, математических, технико-технологических, географических, экономических, социальных и других наук.

Предметом изучения экономики железнодорожного транспорта являются:

  • организационно-экономические отношения, возникающие между экономическими субъектами (организациями), железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства, между населением (пассажирами) и работниками компаний и подразделений пассажирского и вокзального комплекса железных дорог;
  • производственные отношения и экономические интересы, возникающие между взаимодействующими транспортными компаниями во взаимодействии и сотрудничестве с экономическими субъектами других видов транспорта и других отраслей экономики на федеральном и региональном уровне, включая экономические аспекты влияния регулирующих государственных органов;
  • производственные отношения и экономические интересы трудовых коллективов и работников транспортных компаний и их отдельных подразделений, служб и звеньев железнодорожного транспорта между собой.

Эти производственные отношения, в конечном счете, определяются объективными экономическими законами, присущими всем общественно-экономическим формациям: законом стоимости, законом экономии времени, законом неуклонного роста производительности труда и распределения благ в соответствии с количеством труда и его качеством, законом соответствия производственных отношений характеру развивающихся производительных сил и другими законами.

Экономика железнодорожного транспорта, равно как и других видов транспорта, исследует экономические явления и процессы, определяющие характер развития общества, что позволяет оценить последствия принимаемых решений, выработать стратегию управления