В предпроектное исследование входит сбор информации и тщательный анализ сферы деятельности и структуры компании, определение целей будущего продукта, структуризация номенклатуры продукции и услуг.
Предпосылкой реализации проекта является наличие потребности в той или иной продукции или услугах, разработка которых заложена в идею самого проекта. Поэтому, чтобы убедиться в необходимости осуществления проекта, необходимо изучить:
- потенциальных потребителей;
- уровень конкуренции на рынке;
- характеристики конечного результата проекта, т. е. продукции;
- характеристики услуг, идей, технологий, строительного объекта и т. д.
Цель и задачи проекта. В отличие от обычной хозяйственной деятельности, где план будущих действий формируется от достигнутого результата, в проектной среде план формируется от конечной цели. Таким образом, формирование целей проекта является ключевой проблемой. Так как каждый участник проекта стремится к достижению собственных целей, необходимо определить, с позиции какого участника будет рассматриваться данная проблема. Условимся рассматривать ее с точки зрения заказчика проекта.
Для этого участника проекта цель может рассматриваться как ожидаемое и достижимое улучшение ситуации в свете поставленной проблемы (т. е. если проблема не поставлена – цели размыты).
В этом свете алгоритм формулирования цели проекта может быть представлен следующими шагами:
1) описание проблемы, требующей решения;
2) разработка вариантов цели проекта;
3) выбор окончательного варианта цели;
4) оценка правильности формулирования цели.
Задачи проекта – это разбиение основной цели проекта на подцели:
1) рациональное распределение ресурсов;
2) управление взаимодействием исполнителей;
3) адаптация к внешней среде;
4) управление взаимодействием с субъектами внешнего окружения. Тем не менее принципы формулирования задач соответствуют принципам формулирования цели проекта.
Задачи должны быть конкретными (что, кто и когда), поддающимися измерению (сколько), необходимыми (значимыми для проекта) и достижимыми (реальными).
Основные задачи:
- уточнить основания для подготовки проекта;
- предложить, проанализировать и обсудить идею проекта
- выделить основные заинтересованные стороны;
- провести предварительную экспертизу идеи проекта и формализовать её в виде документа;
- согласовать идею с ключевыми заинтересованными сторонами;
- получить одобрение на дальнейшую разработку;
- перейти к подготовке концепции проекта.
При формировании целей проекта следует использовать технологию построения SMART–критериев
Specific–конкретной
Цель реализации проекта должна быть сформулирована и однозначных терминах. Все заинтересованные стороны должны понимать её одинаково.
Measurable– измеримой
Необходимо заранее определить практические результаты проекта в точных количественных критериях, а также стандарты документов, механизмы контроля и т.д.
Achievable–достижимой
Необходимо понимать, может ли поставленная цель быть решена в рамках проекта, с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, этим составом проектной команды – и каким образом для этого нужно организовать работу по проекту.
Reievant –важной и значимой
Следует определить, какую роль проект играет в реализации стратегии компании, достижении её целей и как это может отразиться на её деятельности в целом.
Timebound –ограниченной во времени
Цель проекта должна быть достигнута в отведенное для этого время. Оценку необходимого времени следует делать, насколько возможно, исходя из имеющейся практики– а не для идеальных условий.