Лекции 5, 6 "Элементы графика движения поездов"

Пройти лекцию до конца

Элементы графика движения поездов

График движения поездов разрабатывается на основе следующих расчетных элементов:

  • времени хода поездов по перегонам (t′х и t′х′) и добавок к ним на разгон и замедление (tр и tз);
  • станционных интервалов (τст) промежутков времени между прибытием или отправлением одного поезда на раздельный пункт и прибытием или отправлением другого, необходимых для выполнения всех операций, обеспечивающих безопасность движения поездов;
  • интервалов между поездами в пакете (I) при автоблокировке или полуавтоматической блокировке, зависящих от длины блок-участков или межпостовых перегонов и скорости движения поездов;
  • норм стоянок поездов (tст) для выполнения операций на промежуточных станциях (контрольное опробование автотормозов, посадка и высадка пассажиров и др.);
  • норм нахождения локомотивов на станциях основного (tосн) и оборотного депо (tоб);
  • технологических норм времени на обработку поездов в парках участковых, грузовых, пассажирских и сортировочных станций.

Прибытие поезда – на графике соответствует моменту его полной остановки в пределах станционного пути.
Отправление поезда – на графике соответствует моменту начала движения поезда (появление на регистрирующем устройстве локомотива скорости 1 и более км/ч).
Проследование поезда – на графике соответствует моменту пересечения первой колесной парой головного локомотива изолирующего стыка первого по ходу за осью станции светофора, располагающегося на пути проследования поезда.

Элементы графика влияют на пропускную способность, участковую и маршрутную скорости, оборот локомотивов, поэтому, помимо требований обеспечения безопасности движения, они должны также удовлетворять условиям:

  • наиболее полного использования мощности локомотивов и пропускной способности;
  • сокращения времени стоянок поездов при скрещении, под обгоном и по техническим надобностям;
  • обеспечения минимальных интервалов между поездами;
  • сокращения времени нахождения локомотивов на станциях.

Времена хода поездов по перегонам определяются по данным тяговых расчетов отдельно в четном и нечетном направлениях для каждой категории грузовых и пассажирских поездов, а также для одиночных локомотивов с учетом допустимых скоростей движения по состоянию пути и конструкционных скоростей обращающихся видов локомотивов и вагонов.

Полученные значения уточняют, используя достижения передовых машинистов и данные опытных поездок с динамометрическим вагоном.

Время хода по каждому перегону определяют как при безостановочном проследовании поезда через оба ограничивающих данный перегон раздельных пункта, так и при остановках поезда на них. В первом случае время хода называют чистым временем хода. Разница времени хода поезда по перегону с остановками и без остановок определяет добавочное время, необходимое для разгона и замедления (поправки на разгон и замедление).

При тяговых расчетах рассматривается движение поезда как движение материальной точки, у которой масса сосредоточена в центре ее тяжести (условно в середине состава), поэтому время хода поезда по перегону определяют по моментам совпадения середины поезда с осью раздельных пунктов, ограничивающих данный перегон.