Лекция 4. Организация проектного менеджмента на предприятии и контроль за реализацией проекта

План лекции:

4.1 Формы организации проектов

4.2 Характеристика матричного типа структуры управления компании

4.3 Проектный тип структуры управления компании

4.4 Проектный офис: роль, задачи

4.5 Процессы управления проектами

4.6 Управление реализацией проекта

4.7 Контроль исполнения проекта

4.1 Формы организации проектов

В практике управления проектами был разработан спектр типов организации проектов, которые в основном базируются на следующих организационных формах:

-     линейная организация – из специальных отделов сотрудники направляются на определенное время в полностью функционирующие проектные отделы. Все специальные полномочия и ответственность по выполнению проекта при этом находятся у соответствующих проектных отделов;

-     штабная линейная организация – в простейшей форме управление проектом можно сравнить со специальным (отраслевым) отделом, который может передавать частные поручения другим специальным отделам. В качестве еще одного варианта проектной организации можно разместить управление проектом в штабном отделе;

-     матричная организация – управление проектом в форме матричной организации реализуется, если проекты концентрируют и координируют ресурсы и эксплуатацию соответствующего проекта с другими отделами предприятия. При этом управление проектом само передает частные цели по терминам и задачам специальным отделам, которые выполняют их снова под свою ответственность на основе этих предварительных данных. Над отдельными управляющими проектом стоят начальники линий, которые, например, расставляют приоритеты по возможным конкурирующим проектам и берут на себя руководство персоналом и проектной политикой.

Адаптация проектных организаций. Для выполнения задач проектной организации требуется информационная система управления проекта PMIS, которая представляет важнейшую информацию в стандартной форме и с ориентацией на решение и обеспечивает необходимой информацией в виде визуализированных отчетов лиц, принимающих решения, и ответственных лиц по проекту.

Для организационного консультирования в аспекте введения управления проектом следует назвать следующие производственные сферы:

-     проведение мастер–классов по управлению проектом;

-     организация регулярных заседаний рабочих групп;

-     проведение анализа фактического состояния имеющейся организации проекта;

-     формирование организации процесса проведения проекта, ориентированного на клиента;

-     разработка концепции адекватной организации структуры проекта;

-     рекомендация и разработка стандартных и пробных структур;

-     анализ информационных потребностей участников проекта;

-     разработка концепции стандартизованного отчета;

-     анализ и определение интерфейсов системы управления проектом, специализированных программ для клиента;

-     определение специализированных полей данных и кодов для клиента;

-     разработка концепции диалоговой части системы в соответствии с конкретными потребностями предприятия и клиентов;

-     проведение информационных и мотивационных мероприятий;

-     разработка и проведение концепции обучения, четко ориентированного на конечного потребителя;

-     содействие при разработке специализированной для конкретного клиента документации по управлению проектом.

Наряду с консультированием по целям организации управления проектом ставится также вопрос о тренинге по жестким факторам. К этому, в частности, относится обучение анализу сетевого планирования, алгоритмам загрузки, основам контроля динамики расходов, оценке релевантных компьютеризованных данных. Обучение и тренинг по мягким факторам (роль в качестве интегратора, арбитра и оптимизатора системы) является также предметом развития организации.