Транспортное страхование.
1. Страхование автотранспорта
2. Страхование воздушного транспорта
3. Страхование водного транспорта
1 Страхование автотранспорта
Транспортное страхование (страхование средств транспорта) – совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации ущерба вследствие повреждения или уничтожения (угона, кражи) транспортного средства.
Объектами страхования являются любые самоходные транспортные средства, подлежащие государственной регистрации органами ГИБДД РФ.
В автомобильном страховании выделяют 2 подотрасли:
1. Страхование автотранспорта каско
Объектом страхования является транспортное средство в комплектации завода-изготовителя. Страховая защита может быть расширена на не входящее в заводской комплект дополнительное оборудование (телеаппаратура, противоугонное устройство, сигнализация и т.п.).
Страховщики обычно предлагают страхование каско и дополнительного оборудования в пакете со страхованием багажа, находящегося в ТС и прицепе, а также жизни и здоровья водителя и пассажиров.
Страхование автотранспорта КАСКО – это добровольный вид страхования.
Страхователи – юридические и физические лица. Юридические лица страхуют ТС, находящиеся у них на балансе, арендуемые, полученные по лизингу и т.д. Физические лица страхуют собственные ТС, используемые по доверенности на право пользования, арендуемые и др.
При страховании водителя и пассажиров от несчастного случая по желанию клиента страхуется весь салон или отдельные посадочные места.
Регионом страхования в договоре выступает РФ, но по желанию клиента он может быть расширен.
Различают два варианта страхового покрытия:
1. Частичное каско включает риски повреждения или уничтожения объекта либо его частей в результате ДТП; взрыва, пожара; стихийного бедствия; выхода из строя водопроводной и отопительной систем в гараже; повреждения от противоправных действий 3-их лиц; столкновения с дикими животными; провала под лед; утраты ТС товарного вида в результате таких событий.
2. Полное каско включает частичное каско и угон.
Объем страховой ответственности в договоре зависит от разработанных конкретными страховщиками вариантов (программ) страхования и от пожеланий клиентов. Например, страхование от столкновения с животными характерно для проживающих в сельской местности владельцев ТС, от противоправных действий 3-их лиц – в городах, от угона – для всех.
Договор страхования может заключаться на срок до 1 года. Страховая премия вносится единовременно или в два срока: 50% при заключении договора и 50% в течение 2-3 месяцев.
Страховая сумма. ТС может быть застраховано по полной рыночной цене (новые ТС), по рыночной цене с учетом износа (подержанные ТС), на сумму ответственности страхователя перед сдавшей ТС в аренду организацией, по неполной стоимости с установлением пропорциональной ответственности.
При определении страховой премии учитывают марку авто, модель, год выпуска, пробег, регион страхования, цель использования ТС, условия хранения, тип защитного устройства (охранная, противоугонная), квалификация и стаж водителя, уровень аварийности (скидки за езду без аварий). Возможно установление безусловной франшизы.
При наступлении страхового события страхователь должен заявить об этом в соответствующие компетентные органы (ГИБДД, УВД, пожарная охрана и др. в зависимости от характера происшествия) с целью получения удостоверяющего факт страхового случая документа, а также страховщику в оговоренный срок.
Срок выплаты возмещения зависит от конкретных условий страхования и обычно колеблется от 3 до 10 дней с момента поступления всех необходимых документов. В случае угона сроки могут быть увеличены в связи с возбуждением или приостановлением уголовного дела о хищении ТС.
Существует две формы возмещения ущерба по каско:
1) денежная компенсация выплачивается при угоне или практически полном разрушении ТС.
2) оплата ремонтных работ на станции тех. Обслуживания производится при повреждении автомобиля (расходы по ремонту + затраты на доставку ТС на СТО).
Страховое возмещение не может превышать указанную в договоре страховую сумму.
Законом установлены случаи, по которым не возмещается ущерб, причиненный вследствие:
1) непреодолимой силы либо умысла потерпевшего;
2) воздействия ядерного взрыва, радиации, радиоактивного заражения;
3) военных действий или военных мероприятий;
4) гражданской войны, народных волнений, забастовок.
Специфические основания для отказа страховщика в выплате возмещения:
– управление ТС в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
– получение страхователем полного возмещения ущерба от ответственного за его причинение лица;
– использование ТС для обучения вождению, для участия в соревнованиях;
– получение страхователем через органы социальной защиты другого авто взамен поврежденного, уничтоженного или похищенного.
Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО)
В РФ ОСАГО применяется с 2004 г. и проводится в обязательном порядке Основными НПА выступают: Федеральный закон «Об ОСАГО», Постановление Правительства «Об утверждении страховых тарифов по ОСАГО», методические рекомендации Российского совета автостраховщиков.
Обязательному страхованию не подлежит риск гражданской ответственности владельцев ТС:
1. максимальная конструктивная скорость которых не более 20 км/час.
2. на которые не распространяется действие законодательства РФ о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории РФ;
3. которые находятся в распоряжении вооруженных сил РФ, за исключением автобусов, легковых автомобилей, прицепов и других транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности вооруженных сил;
4. которые зарегистрированы в иностранном государстве, которое является участником международных систем обязательного страхования, участником которых является РФ.
Объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.
Страховым случаем признается наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.
Не относятся к страховым случаям наступления гражданской ответственности владельцев транспортных средств вследствие:
1. причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем указанное в страховом договоре;
2. причинения морального вреда или возникновение обязанности по возмещению упущенной выгоды;
3. причинения вреда при использовании транспортного средства в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных местах;
4. загрязнения окружающей природной среды;
5. причинения вреда в результате воздействия перевозимого груза;
6. причинения водителем вреда, управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому в них грузу, установленному на них оборудованию;
7. причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке; при движении транспортного средства по внутренней территории организации;
8. причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит обязательному страхованию и возмещению в соответствии с Законом;
9. возникновения обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику.
Страховая сумма по договору ОСАГО, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора) возместить потерпевшим причиненный ущерб, составляет 400 тыс. руб., в т.ч.:
– 240 тыс. руб. при причинении вреда жизни или здоровью нескольких потерпевших и не более 160 тыс. руб. при причинении вреда жизни или здоровью одного пострадавшего;
– 160 тыс. руб. при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших и не более 120 тыс. руб. - одного пострадавшего.
Страховая премия определяется в соответствии со страховыми тарифами, установленными Правительством РФ. Для каждого ТС есть базовая ставка (для легковых в зависимости от мощности двигателя, для грузовых – грузоподъемности, для автобусов – количества мест). Изменение Правительством тарифов в течение срока действия договора не влечет за собой изменения страховой премии, оплаченной страхователем ранее. Расчет страховой премии осуществляется страховщиком на основе сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора ОСАГО, которые учитываются в качестве поправочных коэффициентов (территориальный коэффициент – город, сельская местность; коэффициент бонуса/малуса - за безаварийную эксплуатацию или наоборот; коэффициент возраста и стажа водителей; коэффициент за ограниченный либо неограниченный круг лиц допущенных к управлению ТС; коэффициент сезонного использования ТС – весь год или его часть; коэффициент краткосрочного страхования - если ТС едет к месту регистрации; коэффициент мощности двигателя легкового автомобиля).
В страховом тарифе по ОСАГО ≈ 77% это нетто-ставка и 23% это расходы на ведение дела, в т.ч. 3% это резервы в Российский совет автостраховщиков.
Как правило, договор ОСАГО заключается на один год. Период ограниченного использования транспортного средства для граждан - 3 месяца, для юридических лиц - 6 месяцев. Владельцы ТС, зарегистрированных за рубежом и временно используемых в РФ, заключают договор на срок временного использования, но не менее чем на 15 дней. При приобретении ТС (покупке, наследовании, принятии в дар) владелец вправе заключить договор на срок следования к месту регистрации (если с транзитными номерами едет к месту регистрации - до 20 дней).
Для заключения договора страхователь предоставляет следующие документы:
– заявление о заключении договора;
– паспорт для физических лиц и свидетельство о регистрации для юридических лиц;
– ПТС или свидетельство о регистрации ТС;
– водительское удостоверение, а также документы подтверждающие право водителя на управление ТС (если ограниченный допуск к управлению).
Договор ОСАГО может быть заключен с условиями допуска к управлению ограниченного круга лиц, либо без ограничений.
Акт заключения страхового договора ОСАГО удостоверяется выдачей страхователю страхового полиса, который имеет единую форму на всей территории РФ. Вместе с полисом страхователю выдается перечень представителей страховщика в субъектах РФ, текст Правил по ОСАГО (раньше еще стикер-наклейка).
Договор ОСАГО прекращается досрочно в случае:
– смерти страхователя или собственника (физического лица) либо ликвидации страхователя (юридического лица);
– ликвидация страховщика;
– гибель (утрата) ТС, указанного в полисе;
– иные случаи, предусмотренные законодательством.
Страхователь может досрочно прекратить договор ОСАГО в случае:
– отзыва лицензии страховщика;
– замены собственника ТС;
– иные случаи, предусмотренные законодательством.
Страховщик может досрочно прекратить договор ОСАГО при выявлении ложных сведений, предоставленных страхователем при заключении договора, а также в иных предусмотренных законом случаях.
При наступлении страхового случая страхователь обязан сообщить страховщику в установленный срок и определенным способом. Вместе с заявлением о страховой выплате подаются справка о ДТП выданная органами полиции и извещение о ДТП (если оно заполнялось потерпевшим), а также другие установленные Правилами ОСАГО документы. При причинении вреда имуществу потерпевший обязан предоставить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и /или организации независимой экспертизы в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков. Страховщик обязан провести осмотр поврежденного имущества и/или организовать экспертизу в течение не более чем 5 дней со дня получения заявления о страховой выплате и необходимых документов, если не предусмотрено иное. Если невозможно перемещение, то осмотр и экспертиза проводятся по месту нахождения ТС.
В течение 30 дней со дня получения необходимых документов страховщик составляет акт о страховом случае, на основании которого он производит страховую выплату потерпевшему или направляет ему мотивированный отказ с указанием причин.
В дополнение к страхованию каско и страхованию ответственности владельцев ТС может предлагаться автотранспортное страхование от несчастных случаев.
Страхование воздушного транспорта.
Авиационное страхование возникло в период первой мировой войны, расцвет пришелся на период после Второй мировой войны в связи с развитием гражданской авиации, роста парка воздушных судов и объема перевозок.
Спецификой авиационного страхования является его катастрофическая природа и нередко огромные размеры наступающих убытков. В этой связи страхование проводится, как правило, через страховые пулы и сочетает в себе страхование воздушного судна (авиа-каско) и различные виды связанной с его эксплуатацией ответственности. Отдельной отраслью страхования выступает страхование ракетно-космических рисков.
Авиационное страхование – это комплексная отрасль страхования, включающая страхование рисков авиакомпании и страхование ответственности за продукт в авиации.
Страхование рисков авиакомпании включает:
1. Различные виды имущественного страхования (прежде всего, авиа-каско).
Предметом страхования авиа-каско является потеря или повреждение застрахованного воздушного ТС по причине несчастного случая на земле, в воде, воздухе или при транспортировке, непосредственно не связанного с работой авиа-предприятия. Тарифы по этому виду страхования составляют от 1 до 5% страховой суммы.
В состав страхового покрытия не включаются ущерб, связанный с военными событиями, терроризмом, актами насилия и саботажа, забастовками, гражданскими волнениями, угоном самолетов, их арестом, конфискацией. Также исключаются ущербы, связанные с проведением каких-либо работ в самолетах; возникшие вследствие естественного износа, старения, ржавчины; внутренние поломки в винтомоторной группе; возникшие в винтомоторной группе из-за всасывания с воздухом инородных предметов; связанные с преднамеренными действиями или грубой небрежностью страхователя и его представителей.
Страховая сумма для новых воздушных ТС – это стоимость их приобретения; для бывших в употреблении ТС - восстановительная или рыночная стоимость с учетом износа. Также в страховую сумму включается стоимость дополнительно установленного специального оборудования + работы по его установке.
Страхователь и страховщик договариваются о страховой стоимости и согласовывают ее на уровне рыночной цены самолета на момент заключения договора (Taxwertилиagreedvalue).
В договорах авиа-каско обычно устанавливается франшиза (достаточно высокий уровень).
Особым видом технического страхования выступает страхование поломок агрегатов двигателей. В отличие от авиа-каско здесь страхуются поломки, вызванные дефектами производства и конструктивными ошибками. В состав страхового покрытия не включаются ущербы, происходящие с самолетами во время нахождения их на земле, вследствие нарушения правил безопасности; возникшие из-за всасывания в двигательные системы инородных предметов и веществ; относящиеся к страхованию авиа-каско.
Еще одним из видов авиационного страхования выступает страхование от перерывов в производстве (временное выпадение попавшего в страховое событие самолета; аренда дополнительного оборудования; дефекты конструкции, материалов и исполнения работ; отказы оборудования; ошибки в работе бортового и наземного обслуживающего персонала и т.д.). При заключении такого договора устанавливается твердая ставка выплат страхового возмещения в расчете на день простоя. Устанавливается аналог франшизы в виде нескольких неоплаченных дней простоя, остающихся на совести страхователя.
2. Страхование гражданской ответственности(в большинстве развитых стран авиаперевозчики по закону обязаны страховать свою ответственность перед третьими лицами за причиненный ущерб);
3. Страхование экипажа предлагается в двух формах: страхование на случай потери лицензии и страхование бортового персонала от несчастных случаев.
Из страхового покрытия исключаются случаи:
– утраты профессиональной пригодности из-за заболеваний нервного и психического характера;
– умышленных действий, ведущих к профессиональной нетрудоспособности, включая попытки самоубийства;
– алкоголизма или потребления наркотических средств и ядовитых веществ;
– совершения или попытки совершения преступления;
– участия в соревнованиях.
Страхование рисков, связанных с наличием собственной службы эксплуатации, ангаров для стоянки самолетов и т.д.
Предметом специального авиационного страхования ответственности за продукт являются риски нанесения ущерба авиапредприятию вследствие случайных ошибок при конструировании, изготовлении и поставке воздушных транспортных средств или их частей, а также ошибок, связанных с монтажом, обслуживанием, ремонтом и транспортировкой воздушных транспортных средств и их частей.
Страхование водного транспорта.
Морское страхование занимает особое место, поскольку является самой старой отраслью страхования (существует с конца 13-начала 14 в. – Генуя и Флоренция, а затем Англия-Lloyds); выступает как самая комплексная отрасль страхования (включает страхование судов, грузов и ответственности); около 80% всех грузов перевозится морским транспортом.
Значение морского страхования состоит в следующем:
– предоставление защиты от возникающих при перевозке грузов морем убытков (торговые контракты, включающие пункты транспортировки товара, зачастую предусматривают наличие страхового покрытия);
– создание гарантий по кредитованию (банки не выдают кредиты, не обеспеченные страхованием; аналогично и по аренде судов);
– создание возможностей для роста объемов деятельности в торговле и морских перевозках (не нужно формировать резервы на случай непредвиденных обстоятельств);
– проведение превентивных мероприятий (позволяет сократить число аварий).
В зависимости от содержания страхуемого интереса различают следующие виды морского страхования:
I. Страхование КАСКО обеспечивает возмещение ущерба от повреждения и конструктивной гибели ТС.
Особенностями страхования судов является:
– ограниченная область страхования – суда (высокая конкуренция);
– срок страхования обычно ограничен 1 годом (могут страховать на время рейса);
– в страховом полисе указываются географические рамки плавания судна;
– страховая сумма и тариф устанавливаются индивидуально для каждого судна (нет универсальных тарифов);
– в случае аварии страховщик должен доказать, что ущерб не относится к исключениям.
Объекты страхования: морские торговые и рыболовецкие суда, буксиры и оборудование портов, прогулочные яхты, строящиеся суда, нефте- и газодобывающие платформы. В объект покрытия включается корпус судна, двигатель и оснащение.
Суда страхуются на согласованную сумму сроком на 1 год или на время рейса.
Страховая ответственность наступает в случаях: полной гибели; частичной случайной утраты; взносов по общей аварии; ответственности за столкновение; расходов по спасению, включая судебные издержки и затраты на оплату труда (в т.ч. спасателей).
Полная гибель судна – случай, когда владелец безвозвратно потерял судно.
Полная конструктивная гибель – случай, когда имущество не подлежит восстановлению, т.е. затраты на его ремонт превысят стоимость корабля после ремонта.
Из покрытия по страхованию корпуса судов обычно исключаются: запрещенные перевозки и контрабанда; умышленные действия; риск задержки корабля; военные риски, бунты, пиратство; атомный и ядерный риски; телесные повреждения моряков и 3-их лиц; ущерб, нанесенный по вине перевозчика кораблем грузу или грузом кораблю.
Страховая премия может вноситься единовременно или несколькими платежами в течение года (обычно 4 части).
Величина ставки страхового тарифа зависит отцелого ряда факторов: стоимости судна; возраста судна (дороже для судов старше 15-20 лет); тип судна; грузоподъемность и мощность двигателя; классификация судна – класс, флаг и страна регистра; менеджмент – владелец, капитан, экипаж (предпочтительнее, когда офицеры корабля являются представителями страны, под флагом которой ходит корабль); район плавания (дороже за эксплуатацию в особо опасных зонах); условия страхового покрытия; стоимость проведенного ремонта; опыт страхования (для новых, непроверенных клиентов тариф увеличивается). Тарифы при морском страховании каско составляют в среднем 1 - 4% страховой суммы в зависимости от вида и сохранности судна и условий его эксплуатации.
Порядок заключения договора страхования корпуса судна.
Страхователь обращается в страховую компанию с заявлением, где указаны все существенные факты в отношении страхуемого судна и страхуемых рисков. Страховой брокер вместе со страхователем заполняет слип – предложение на страхование, где содержится вся информация по рискам. Затем брокер рассылает слип нескольким андеррайтерам. Для первой подписи зачастую выбирается авторитет на страховом рынке, который становится «лидером». Лидер ведет переговоры со страховым брокером и излагает условия, на которых согласен принять на себя риск. Если эти условия устраивают судовладельца, брокер предлагает слип другим андеррайтерам. Принятие слипа означает, что андеррайтер согласен выписать по указанному риску страховой полис, где указаны условия морского страхования.
При наступлении страхового случая страхователь обязан в течение 60 дней представить страховщику извещение об аварии, если авария произошла в порту - в течение 14 дней. Страховщик обязан при предоставлении полного досье в течение 30 дней возместить ущерб.
Помимо этого в случае, если имущество застраховано от гибели, может применяться абандон - это отказ страхователя от своих прав на застрахованный объект (судно, груз) в пользу страховщика при получении от него полной страховой суммы в случае: пропажи судна без вести; уничтожения судна и/или груза; полной конструктивной гибели судна; экономической нецелесообразности устранения повреждений судна или доставки груза в порт назначения; захвата судна или груза сроком более 6 месяцев.
Следует отметить, что зачастую в целях обеспечения полного страхового возмещения судовладельцы наряду с каско страхуют и другие дополнительные позиции (фрахт, плату за перевозку пассажиров, менеджерские комиссионные, страховые взносы).
Оформление и расчеты по общей аварии.
В случае общей аварии в течение 24 часов с момента прибытия судна в порт капитан в присутствии нотариуса заявляет морской протест. Представитель порта в кратчайший срок сообщает об объявлении общей аварии грузополучателей. После этого адресатами должна быть предоставлена аварийная гарантия, в которой указываются количество, стоимость и описание грузов на судне и она гарантирует оплату диспаши по общей аварии.
При определении общей аварии осмотр груза и судна проводится представителем страховщика – сюрвейер. Оформляет общую аварию аварийный комиссар – это уполномоченное физическое или юридическое лицо, устанавливающее причины, характер и размер убытка по застрахованным судам и грузам. Аварийным комиссаром может быть агент страховщика или аджастер – это физическое или юридическое лицо, представляющее интересы страховщика в решении вопросов по урегулированию претензий страхователя в связи со страховым случаем.
Далее аварийным комиссаром или аджастером составляется диспаша – это расчет всех затрат и потерь по общей аварии и их распределение между участниками транспортного процесса на основе определения контрибуционной стоимости имущества (отдельно для каждой части груза, судна и фрахта), т.е. стоимости имущества, участвующего в покрытии убытков.
Убытки, не относящиеся к общей аварии, признаются убытками по частной аварии и покрываются в соответствующем порядке.
II. Страхование карго– страхование груза на всем протяжении его перемещения по принципу «от склада до склада».
Страхуются следующие опасности:
– повреждение или полная гибель груза или его части по причине стихийного бедствия, крушения, столкновения и удара ТС о неподвижные и подвижные предметы, посадка на мель, пожара, взрыва, повреждения льдом, молнией и др.;
– пропажа груза без вести вместе с перевозочным средством (со времени запланированного прибытия прошло 60 суток [для внутренних линий 30 суток] и ко дню подачи искового требования о возмещении убытков никакой информации о них нет);
– повреждение или полная гибель груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке, при заправке перевозочного средства;
– расходы, произведенные с целью спасения груза или уменьшения убытка;
– убытки, расходы и взносы по общей аварии (страховой случай, когда для в целях предотвращения общей для всего морского предприятия [судна, груза и фрахта] опасности осуществлены добровольно и обоснованно какие-либо чрезвычайные пожертвования [например, грузом или его частью] и расходы).
Исключается из страхового покрытия порча груза не связанная с условиями транспортировки, производственные дефекты и недостача груза при целостности наружной упаковки, задержки в доставке груза и изменения цен.
В зависимости от полноты страхового покрытия применяются 3 вида договоров страхования грузов:
1. «с ответственностью за все риски»- договор предлагает покрытие убытков и повреждений всего груза или его части по любой причине, за исключением особо перечисленных случаев (например, в следствие военных действий, повреждения и уничтожения минами и торпедами, пиратских действий, народных волнений, воздействия атомного взрыва и радиации, злого умысла и грубой небрежности страхователя, нарушения правил перевозки и хранения, несоответствия упаковки, повреждения грузов грызунами или насекомыми и др.).
2. «с ответственностью за частную аварию»- в договоре перечислены виды страховых случаев, по которым возмещаются убытки от гибели или повреждения всего груза или его части (например, вследствие огня, молнии, бури, крушения или столкновения судов, посадки судна на мель, взрыва, пропажи судна без вести и др.).
3. «без ответственности за повреждения кроме случаев крушения»- по договору возмещаются только убытки от полной гибели всего груза или его части и не возмещаются убытки от его повреждения.
По 2 и 3 видам страхования установлен перечень убытков, которые не подлежат возмещению (например, убытки вследствие наводнения и землетрясения, подмочки груза осадками, смытия волной палубного груза, кражи и недоставки груза).
Страхование фрахта – страхование судовладельцев от потери дохода в виде платы за аренду судна в целях перевозки груза.
Чартер, или чартер-партия, - договор на перевозку грузов судами. Сторонами в чартерном договоре являются фрахтователь (грузоотправитель или его представитель) и фрахтовщик (перевозчик или его представитель).
Коносамент - документ, выдаваемый судовладельцем грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке морским путем на судах регулярных линий. Коносамент выполняет три основные функции: удостоверяет принятие судовладельцем (перевозчиком) груза к перевозке, является товарораспорядительным документом, свидетельствует о заключении договора перевозки морским путем, по которому перевозчик обязуется доставить груз против предоставления документов.
Как правило, покрывается лишь до 50% фрахта, т.к. обычно он полностью оплачивается по прибытии судна в порт назначения. При полной или полной конструктивной гибели судна фрахт исключается из суммы страхового возмещения.
Страхование ответственности предоставляет защиту от рисков имущественных претензий в результате случайного загрязнения окружающей среды, столкновения судов и т.п.
По условиям договора каско при столкновении судов предусматривается финансирование лишь 75% ответственности виновного лица перед потерпевшей стороной. Оставшиеся 25% ответственности за столкновение, а также ответственность за телесные повреждения и ущерб грузу обеспечиваются специальной страховой защитой.
Термин «морская ответственность» включает в себя профессиональную гражданскую ответственность перевозчиков, экспедиторов, грузчиков, судоремонтных и портовых рабочих, фрахтователей за ущерб, причиненный их действиями в процессе работы.
Страхователями по договорам страхования гражданской ответственности могут быть судовладельцы и перевозчики в отношении перевозимого груза.
Объектом страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с его обязанностями в установленном порядке (законодательством данного государства и нормами международного права) возместить ущерб или осуществить другие меры в связи с нанесением вреда 3-им лицам вследствие эксплуатации судов.
Морское страхование ответственности включает:
– страхование ответственности перевозчиков проводится на основании требований международных соглашений, регулирующих условия перевозок в соответствии с видом используемого транспорта;
– страхования ответственности судовладельцев покрывает следующие виды ущербов;
– материальные и телесные ущербы, понесенные пассажирами, членами экипажа и портовыми рабочими;
– не связанные со столкновением ущерб, убытки и гибель судна;
– ущерб судну во время буксировки;
– участие в общей аварии сверх условий покрытия по КАСКО;
– связанные со спасением человеческой жизни расходы (отклонение от заданного курса);
– затраты, произошедшие в связи с объявленным правительством карантином;
– затраты, связанные с юридическими процедурами;
– налагаемые в портах штрафы.
По договорам такого страхования страховщики возмещают 25% убытков, связанных с повреждением или гибелью другого судна (не покрываются по договорам каско) и все убытки, связанные с повреждение и гибелью находящегося на судне груза и другого имущества.
Ответственность судовладельцев и перевозчиков может быть застрахована не только в страховой компании, но и клубами взаимного страхования.