
План лекции:
19.1 Оценка социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом.
19.2 Взаимосвязь экономической и социальной эффективности
Оценка эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом требует определения не только экономических, но и социальных последствий их реализации.
Социальная эффективность кадровых нововведений — соотношение социальных результатов реализации мероприятий с затратами ресурсов, направленных на их достижение.
Одним из основных условий кадровых изменений является их обязательное соответствие социальным нормам и стандартам соблюдения прав человека. Реализуемые в рамках инновационного проекта мероприятия по обеспечению сотрудникам нормальных условий труда и отдыха являются непременными условиями его реализации.
В качестве основных критериев кадровых нововведений выступают:
— изменение количества рабочих мест;
— улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
— изменение условий труда;
— изменение качества персонала.
В случаях, когда социальный эффект поддается стоимостной оценке, он учитывается при определении экономической эффективности. В других случаях социальные показатели выступают как граничные условия при расчетах.
Основным методом оценки социальной эффективности проекта является экспертный метод. Формами организации экспертизы ожидаемых социальных последствий кадровых инноваций являются:
— индивидуальная и (или) коллективная экспертизы с привлечением квалифицированных специалистов;
— социологические опросы работников.
Социальные показатели удовлетворенности:
- состояние трудового (эмоционального) сознания;
- формы влияния на это состояние;
- удовлетворенность конкретными процессами трудовой деятельности;
- групповые устойчивые реакции в виде общественного мнения;
- социальные действия людей.
Можно выделить ряд методик, наиболее интересных в практической деятельности с точки зрения получаемых результатов оценки.
1. Методика “Удовлетворенность работой” предназначена для проведения первичной диагностики сферы удовлетворенности сотрудников выполняемыми функциями в организации.
Методика “Удовлетворенность работой” включает четыре блока:
— направление (удовлетворенность работой в данной отрасли, компании, отношение к целям компании и т. д.);
— общение (особенности отношений с руководителем, коллегами);
— развитие (оценка личных перспектив, интереса, разнообразия в работе);
— вознаграждение (удовлетворенность оплатой труда, признанием заслуг, неденежными формами вознаграждения).
2. Методика К. Терещенко предполагает выполнение расчета индекса удовлетворенности на основании проведения опросов до и после реализации мероприятий. На первом этапе определяются факторы важные для удовлетворенности сотрудников. После этого сотрудников просят присвоить факторам весовые значения и оценить уровень своей удовлетворенности каждым из факторов по определенной шкале.
К. Терещенко как автор данной методики предлагает применение пятибалльной шкалы от +1 (если сотрудник совершенно удовлетворен всеми факторами) до –1 (если сотрудник абсолютно не удовлетворен).
Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избегания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.
К числу позитивных можно отнести следующие изменения:
• обеспечение персоналу надлежащего уровня и качества жизни (благоприятные условия труда, достойная заработная плата, необходимые социальные услуги и пр.);
• создание условий для реализации и развития индивидуальных способностей работников;
• достижение степени свободы и самостоятельности (возможность принимать решения, определять методику выполнения заданий, устанавливать график и интенсивность работы и пр.);
• создание благоприятного социально-психологического климата (возможности для коммуникации, информированность, относительная бесконфликтность отношений с руководством и коллегами и пр.)
К числу предотвращенных отрицательных изменений можно отнести:
• ущерб, наносимый здоровью персонала неблагоприятными условиями труда (профессиональные заболевания, несчастные случаи на работе и пр.);
• ущерб, наносимый личности (интеллектуальные и физические перегрузки и недогрузки, стрессовые ситуации и пр.).
Возможные социальные результаты проектирования кадровых систем в разрезе отдельных подсистем системы управления персоналом представлены в таблице 19.1.
Таблица 19.1 – Возможные социальные результаты
|
1 |
Подсистема планирования и маркетинга персонала |
|
|
|
|
снижение негативных последствий высвобождения работников; |
|
обеспечение стабильности персонала и т.д. |
||
|
2 |
Подсистема найма и учета персонала |
|
|
|
|
обеспечение найма персонала, способного быстро адаптироваться к организации |
|
использование персонала в соответствии с индивидуальными интересами, способностями и возможностями |
||
|
3 |
Подсистема условий труда |
|
|
|
|
соблюдение требований психофизиологии, эргономики и технической эстетики |
|
реализация требований стандартов охраны труда и техники безопасности и санитарно-гигиенических требований и т.д. |
||
|
4 |
Подсистема трудовых отношений |
|
|
|
|
своевременное выявление проблем в групповых и индивидуальных взаимоотношениях |
|
соблюдение этических норм взаимоотношений и т.д. |
||
|
5 |
Подсистема развития персонала |
|
|
|
|
всесторонняя адаптация персонала к условиям работы в организации |
|
повышение содержательности труда |
||
|
развитие индивидуальных способностей работников и т.д. |
||
|
6 |
Подсистема мотивации и стимулирования персонала |
|
|
|
|
обеспечение связи между результативностью и оплатой труда |
|
создание условий личного развития работников и т.д. |
||
|
7 |
Подсистема социального развития |
|
|
|
|
удовлетворение потребностей персонала |
|
создание благоприятного социально-психологического климата |
||
|
улучшение условий быта работников и т.д. |
||
|
8 |
Подсистема развития организационных структур управления |
|
|
|
|
развитие способности организации к перестройке своих структур в зависимости от изменения внешней среды |
|
четкое определение прав и обязанностей работников |
||
|
9 |
Подсистема правового обеспечения системы управления персоналом |
|
|
|
соответствие кадровых решений требованиям трудового законодательства |
|
|
повышение обоснованности кадровых решений |
||
|
обеспечение правовой защиты работающих |
||
|
10 |
Подсистема информационного обеспечения системы управления персоналом |
|
|
|
обеспечение подразделений и должностных лиц управления персоналом необходимой информацией |
|