
План лекции:
16.1 Основные понятия и направления осуществления деятельности по организации корпоративной кадровой и социальной политики.
Кадровая политика организации — генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.
В процессе оценки существующей кадровой политики проводится анализ и сравнение её с результатами, полученными в течение определенного периода, и аудит персонала.
Кадровая политика должна отвечать нескольким критериям:
– должна быть сформулирована в письменном виде, быть понятной и охватывать все аспекты;
– следует предусмотреть пути доведения утвержденной политики до всех сотрудников организации;
– должна иметь хорошую основу, согласовываться с политикой общества и аналогичных организаций;
– должна внутренне соответствовать официальным целям и общим задачам организации;
– политика в отношении различных специфических кадровых вопросов (например, укомплектование, подготовка кадров и управление) должна взаимно дополняться.
Политика должна вырабатываться в результате обсуждений на разных уровнях и консультаций по всей организации, в том числе с представителями служащих, если это необходимо. Кадровая политика должна быть ориентирована на получение как экономического, так и социального эффекта.
Корпоративная социальная политика (КСП) является составной частью системы управления персоналом, важнейшим механизмом управления развитием человеческого потенциала компании, средством повышения эффективности деятельности по управлению кадрами. Интеграция корпоративной социальной политики в стратегию управления компанией, выполнение функций социальной ответственности обеспечивают высокую конкурентоспособность предприятия. Направления реализации корпоративной социальной политики представлены в таблице 16.1.
Таблица 16.1 – Направления реализации КСП
|
Направление |
Содержание |
|
Социальное развитие |
профессиональное образование, раскрытие инновационного потенциала на предприятии, нематериальная мотивация работников, обеспечение жильем работников |
|
Социальное партнерство |
политика предприятия по оплате труда, материальные выплаты и компенсации, система личного и медицинского страхования, негосударственное пенсионное обеспечение, санаторно-курортное обеспечение |
|
Социальная ответственность |
сохранение национально-культурной самобытности, поддержка культуры, помощь малочисленным народам региона, содействие социальным группам и общественным объединениям, социальная ответственность градообразующих предприятий, природоохранная деятельность и экологическая безопасность, создание нормальных условий труда |
Эффективность корпоративной социальной политики определяется по следующим критериям:
– положительная динамика кадровой ситуации и наращивание кадрового потенциала;
– улучшение социально-психологического климата и удовлетворенности трудом сотрудников;
– рост числа работников, проявляющих лояльность и приверженность к компании;
– улучшение показателей деятельности как отражение высокого качества работы персонала и другие.
Пример сравнительного анализа методов оценки эффективности корпоративной социальной политики представлен в Приложении 16.А.
Основная рекомендация при проектировании кадровых мероприятий в реализации корпоративной социальной политики заключается в разработке социальных программ, опирающихся на потребности и ожидания работников.
В российской практике чаще всего реализуются программы развития персонала с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников. В число социальных программ по развитию персонала могут входить такие направления, как обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управленческих решений и др.
Основные бизнес–инструменты, применяемые для реализации КСП: предоставление служебной машины; мобильного телефона; компьютера; оплата подписки на периодические издания; оплата обучения. Краткосрочные льготы: медицинское страхование; страхование от несчастных случаев на производстве; дотации на питание; оплата отдыха сотрудникам; оплата транспортных расходов; скидки на приобретение продукции компании; оплата билетов на посещение показов мод, концертов, театров. Долгосрочные льготы: предоставление ипотечных кредитов; предоставление потребительских кредитов.
В рамках осуществления деятельности по организации корпоративной кадровой и социальной политики выполняются следующие трудовые функции и действия, представленные в таблице 16.1.
Таблица 16.1 – Перечень возможных направлений исследования деятельности по организации корпоративной кадровой и социальной политики
|
Трудовая функция |
Трудовые действия, которые требуется оценить |
|
1 |
2 |
|
Разработка корпоративной социальной политики |
Анализ успешных корпоративных практик по организации социального партнерства, социальной ответственности и программ |
|
Разработка корпоративных социальных программ |
|
|
Разработка системы выплат работникам социальных льгот |
|
|
Организация переговоров с профессиональными союзами и другими представительными органами работников, общественными организациями, взаимодействие с государственными органами |
|
|
Подготовка предложений по формированию бюджета в части обеспечения корпоративной социальной политики |
|
|
Реализация корпоративной социальной политики |
Внедрение корпоративных социальных программ, в том числе по социальной поддержке отдельных групп работников |
|
Реализация системы социальных льгот, выплат работникам с учетом требований законодательства Российской Федерации |
|
|
Оценка удовлетворенности персонала корпоративной социальной политикой |
|
|
Оценка эффективности мероприятий корпоративной социальной политики |
|
|
Подготовка предложений по совершенствованию мероприятий корпоративной социальной политики |
|
|
Подготовка предложений по формированию бюджета на реализацию корпоративной социальной политики и социальных программ |
|
|
Администрирование процессов и документо-оборота по вопросам корпоративной социальной политики |
Анализ процессов документооборота, локальных документов по вопросам корпоративной социальной политики |
|
Документационное оформление результатов корпоративной социальной политики |
|
|
Подготовка предложений по развитию корпоративной социальной политики |
|
|
Подготовка результатов анализа соответствия корпоративной социальной политики требованиям законодательства Российской Федерации и условиям рынка труда |
|
|
Документационное и организационное сопровождение мероприятий корпоративной социальной политики |
|
|
Подготовка и обработка запросов и уведомлений о работниках в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников по вопросам социальной политики в отношении персонала |
|
|
Сопровождение договоров по оказанию консультационных и информационных услуг по мероприятиям корпоративной социальной политики, включая предварительные процедуры по их заключению |
Проблема оценки эффективности корпоративной социальной политики сводится к разработке унифицированной, конкретной процедуре или методике, определяющих эффективность социальных инвестиций, т.е. отношение затраченных ресурсов к полученному результату.
Социальные инвестиции в данном случае подразумевают вложения финансовых ресурсов компании в решение проблем социального характера как внутри предприятия, так и во внешней среде, сопровождающиеся ростом капитализации компании. Эффективность КСП можно рассматривать как эффективность для компании, так и для общества. Наибольший интерес представляет оценка эффективности для самого бизнеса, т.е. обоснованы ли затраты на проведение КСП, помогают ли социальные инвестиции в развитии компании.
Таким образом, основная суть оценки эффективности корпоративной социальной политики сводится к определению корреляции между затратами на реализацию корпоративной социальной политики и показателями роста экономической деятельности предприятия, включая производительность труда, показатели деловой активности компании и т.п.