Лекция 16. Проектирование деятельности по организации корпоративной кадровой и социальной политики

План лекции:

16.1 Основные понятия и направления осуществления деятельности по организации корпоративной кадровой и социальной политики.

16.1 Основные понятия и направления осуществления деятельности по организации корпоративной кадровой и социальной политики

Кадровая политика организации — генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации.

В процессе оценки существующей кадровой политики проводится анализ и сравнение её с результатами, полученными в течение определенного периода, и аудит персонала.

Кадровая политика должна отвечать нескольким критериям:

–      должна быть сформулирована в письменном виде, быть понятной и охватывать все аспекты;

–      следует предусмотреть пути доведения утвержденной политики до всех сотрудников организации;

–      должна иметь хорошую основу, согласовываться с политикой общества и аналогичных организаций;

–      должна внутренне соответствовать официальным целям и общим задачам организации;

–      политика в отношении различных специфических кадровых вопросов (например, укомплектование, подготовка кадров и управление) должна взаимно дополняться.

Политика должна вырабатываться в результате обсуждений на разных уровнях и консультаций по всей организации, в том числе с представителями служащих, если это необходимо. Кадровая политика должна быть ориентирована на получение как экономического, так и социального эффекта.

Корпоративная социальная политика (КСП) является составной частью системы управления персоналом, важнейшим механизмом управления развитием человеческого потенциала компании, средством повышения эффективности деятельности по управлению кадрами. Интеграция корпоративной социальной политики в стратегию управления компанией, выполнение функций социальной ответственности обеспечивают высокую конкурентоспособность предприятия. Направления реализации корпоративной социальной политики представлены в таблице 16.1.

Таблица 16.1 – Направления реализации КСП

Направление

Содержание

Социальное развитие

профессиональное образование, раскрытие инновационного потенциала на предприятии, нематериальная мотивация работников, обеспечение жильем работников

Социальное партнерство

политика предприятия по оплате труда, материальные выплаты и компенсации, система личного и медицинского страхования, негосударственное пенсионное обеспечение, санаторно-курортное обеспечение

Социальная ответственность

сохранение национально-культурной самобытности, поддержка культуры, помощь малочисленным народам региона, содействие социальным группам и общественным объединениям, социальная ответственность градообразующих предприятий, природоохранная деятельность и экологическая безопасность, создание нормальных условий труда

Эффективность корпоративной социальной политики определяется по следующим критериям:

–      положительная динамика кадровой ситуации и наращивание кадрового потенциала;

–      улучшение социально-психологического климата и удовлетворенности трудом сотрудников;

–      рост числа работников, проявляющих лояльность и приверженность к компании;

–      улучшение показателей деятельности как отражение высокого качества работы персонала и другие.

Пример сравнительного анализа методов оценки эффективности корпоративной социальной политики представлен в Приложении 16.А.

Основная рекомендация при проектировании кадровых мероприятий в реализации корпоративной социальной политики заключается в разработке социальных программ, опирающихся на потребности и ожидания работников.

В российской практике чаще всего реализуются программы развития персонала с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников. В число социальных программ по развитию персонала могут входить такие направления, как обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управленческих решений и др.

Основные бизнес–инструменты, применяемые для реализации КСП: предоставление служебной машины; мобильного телефона; компьютера; оплата подписки на периодические издания; оплата обучения. Краткосрочные льготы: медицинское страхование; страхование от несчастных случаев на производстве; дотации на питание; оплата отдыха сотрудникам; оплата транспортных расходов; скидки на приобретение продукции компании; оплата билетов на посещение показов мод, концертов, театров. Долгосрочные льготы: предоставление ипотечных кредитов; предоставление потребительских кредитов.

В рамках осуществления деятельности по организации корпоративной кадровой и социальной политики выполняются следующие трудовые функции и действия, представленные в таблице 16.1.

Таблица 16.1 – Перечень возможных направлений исследования деятельности по организации корпоративной кадровой и социальной политики

Трудовая функция

Трудовые действия, которые требуется оценить

 

1

2

Разработка корпоративной социальной политики

Анализ успешных корпоративных практик по организации социального партнерства, социальной ответственности и программ

Разработка корпоративных социальных программ

Разработка системы выплат работникам социальных льгот

Организация переговоров с профессиональными союзами и другими представительными органами работников, общественными организациями, взаимодействие с государственными органами

Подготовка предложений по формированию бюджета в части обеспечения корпоративной социальной политики

Реализация корпоративной социальной политики

Внедрение корпоративных социальных программ, в том числе по социальной поддержке отдельных групп работников

Реализация системы социальных льгот, выплат работникам с учетом требований законодательства Российской Федерации

Оценка удовлетворенности персонала корпоративной социальной политикой

Оценка эффективности мероприятий корпоративной социальной политики

Подготовка предложений по совершенствованию мероприятий корпоративной социальной политики

Подготовка предложений по формированию бюджета на реализацию корпоративной социальной политики и социальных программ

Администрирование процессов и документо-оборота по вопросам корпоративной социальной политики

Анализ процессов документооборота, локальных документов по вопросам корпоративной социальной политики

Документационное оформление результатов корпоративной социальной политики

Подготовка предложений по развитию корпоративной социальной политики

Подготовка результатов анализа соответствия корпоративной социальной политики требованиям законодательства Российской Федерации и условиям рынка труда

Документационное и организационное сопровождение мероприятий корпоративной социальной политики

Подготовка и обработка запросов и уведомлений о работниках в государственные органы, профессиональные союзы и другие представительные органы работников по вопросам социальной политики в отношении персонала

Сопровождение договоров по оказанию консультационных и информационных услуг по мероприятиям корпоративной социальной политики, включая предварительные процедуры по их заключению

Проблема оценки эффективности корпоративной социальной политики сводится к разработке унифицированной, конкретной процедуре или методике, определяющих эффективность социальных инвестиций, т.е. отношение затраченных ресурсов к полученному результату.

Социальные инвестиции в данном случае подразумевают вложения финансовых ресурсов компании в решение проблем социального характера как внутри предприятия, так и во внешней среде, сопровождающиеся ростом капитализации компании. Эффективность КСП можно рассматривать как эффективность для компании, так и для общества. Наибольший интерес представляет оценка эффективности для самого бизнеса, т.е. обоснованы ли затраты на проведение КСП, помогают ли социальные инвестиции в развитии компании.

Таким образом, основная суть оценки эффективности корпоративной социальной политики сводится к определению корреляции между затратами на реализацию корпоративной социальной политики и показателями роста экономической деятельности предприятия, включая производительность труда, показатели деловой активности компании и т.п.