Описание ситуации и постановка задачи
Методы выполняют важную роль в управлении, так как с их помощью реализуется процесс управленческого воздействия на персонал.
Методы управления дифференцируются по ряду признаков, но наибольшей популярностью обладает ранжирование методов 3 группы: экономические, административные (организационно-правовые) и социально - психологические методы (рис. 1).
Рисунок 1- Система методов управления персоналом[1]
Задание:
Прочитайте представленные ситуации и ответьте на поставленные вопросы (ответ постройте с учетом предыдущего задания):
Ситуация 4
Работник одного из экономических отделов организации постоянно опаздывал на работу. Руководитель отдела неоднократно со стороны сотрудника слышал нарекания, что он очень мягок по отношению к нарушителю трудовой дисциплины. Однако руководитель нал, что это очень грамотный специалист, хорошо справляющийся со своей работой. Но он понимал, что постоянные опоздания на работу несовместимы с действующими в организации нормами.
Он вызвал к себе работника и предупредил, что если он не прекратит опоздания, то ему будет объявлен выговор. Опоздания не прекратились. Руководитель объявил ему выговор, но ничего не изменилось. Следующий шаг, который руководитель предпринял после очередного опоздания – лишение сотрудника премии по итогам работы. Сотрудник был возмущен, так как свою работу он выполнял в полном объеме, качественно и в срок.
Руководитель почувствовал, что применил слишком жестокие меры и решил посоветоваться со своим начальником, опытным руководителем. Рассказав обо всех предпринятых им действиях по отношению к своему работнику, он признался, что тот собирается увольняться. Выслушав его внимательно, начальник предложил поговорить с сотрудником и выяснить причины его постоянных опозданий и уже только после этого принимать решения.
После очередного опоздания руководитель вызвал сотрудника к себе, расположил его к разговору и выяснил, что сотрудник живет в другом конце города и добирается на работу на трех видах транспорта, графики движения, которых не согласованы, и ему придется менять место работы, так в просьбе помочь ему с общежитием ему отказали.
После этого разговора руководитель помог сотруднику получить комнату в общежитии и опоздания прекратились.
Задание
1. Определите, какими методами управления пользовался руководитель?
2. Оцените эффективность применения каждого метода в конкретной ситуации.
3. Опишите свои шаги по выбору методов управления в данной ситуации.
Ситуация 5
При анализе управленческой деятельности руководителей двух конкурирующих предприятий было выявлено следующее.
Руководитель первого предприятия хорошо знает свой коллектив, интересуется успехами и промахами в работе своих сотрудников. Он требует от руководителей функциональных подразделений, чтобы они больше интересовались возможностями и характерами своих сотрудников в целях последующего воздействия на них.
Руководитель второго предприятия гордиться высокой исполнительностью в своем коллективе. Он добивается через приказы, распоряжения, указания. Однако последнее время на этом предприятии возросла текучесть кадров, и предприятие стало сдавать свои позиции в конкурентной борьбе.
Задание
1. Какими методами управления пользовались руководители предприятий?
2. Сравните их. Почему, на ваш взгляд, второе предприятие стало сдавать свои позиции?
Ситуация 6
Анализ текучести кадров на предприятии показал, что наибольший коэффициент текучести руководителей низшего звена управления наблюдается в одном из цехов. Выявленные причины текучести связаны с методами управления, используемыми начальником цеха. Он все руководство берет на себя, практически не делегируя полномочия подчиненным, сам решает организационные, производственные и экономические вопросы. Хотя его общение с коллективом цеха сведено к минимуму, он единолично определяет систему поощрения и наказания, занимается разрешением конфликтов. Все свои решения он проводит через приказы и распоряжения.
Задание
1. Определите, какие методы превалируют в руководстве коллективом?
2. Оцените причины их неэффективности.
Ситуация 7
При найме менеджера на работу в контракте было указано, что за год ему будет выплачиваться зарплата в размере 50 000 рублей и премия в виде телевизора или другой вещи подобной стоимости, которая выдается авансом в начале года. Менеджер разорвал контракт, проработав семь месяцев. При увольнении он получил 24 000 рублей.
Задание
1. Во сколько рублей была оценена выданная ему в начале года премия?
2. Какой метод управления был применен в данном случае?
[1]Основы менеджмента : Учебник / А.К. Семенов, В.И.Набоков.-7- е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2009 с.86.