Варианты зачисления на курс

Лекция 1 Социология как наука

Лекция 1

СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1.1. Объект и предмет социологии

      Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе». Основателем этой науки считается французский философ и социолог Огюст Конт (1798 - 1857). Он впервые использовал понятие социологии для характеристики новой системы научного знания об обществе. Для того чтобы понять особенности социологии, социологического подхода к изучению общества, необходимо выделить собственную область исследования. Для этого, прежде всего, необходимо выделить объект и предмет социологии.  

     В качестве объекта той или иной науки выступает круг явлений, подлежащих изучению, а предмет науки – совокупность характеристик, качеств, свойств объекта, представляющих интерес для данной науки.

     Специфика социологии проявляется в том, что из всего комплекса общественных явлений она выделяет такой слой, который непосредственно связан с миром человеческих отношений, действий и тех структурных элементов, из которых складывается общество как целостная социальная система.

     Предмет социологии – это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей. Понятие «социальное» расшифровывается как влияние окружающей среды относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений.

1.2. Структура социологического знания

     Социология как наука имеет многоаспектовое и многоцелевое назначение.

I. Одним из самых распространенных критериев структуры социологии является функции знания. Исходя из этого показателя выделяют три уровня:

1.Фундаментальный – здесь происходит разработка теоретической базы социологии, осуществляется взаимосвязь с другими науками;

2.Прикладной - ориентирован на практическую пользу. Это совокупность теоретических моделей, методов, процедур исследования, социальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, нацеленных на достижение социального эффекта. Исследование конкретных социальных фактов;

3. Социальная инженерия – уровень практического внедрения научных знаний.

     II. По уровню исследования, также еще его называют масштабным подходом, различает макро и микро-социологию. Макросоциология изучает крупномасштабные социальные явления (этносы, государства, социальные институты, группы и др.). Микросоциология – сферы непосредственного социального взаимодействия (межличностные отношения, процессы общения в группах, сферу повседневной реальности). Следует иметь в виду, что эти уровни не могут рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающихся друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны.

     III. В социологии получила развитие и модель структурирования знания по отраслям социологии. Отрасли социологии охватывают либо важные сферы жизни (экономическую, политическую, духовную), либо функционирование значительных социальных субъектов (личности, группы, общности, социального института, социальной организации). В первом случае выделяют такие отрасли социологии, как экономическая социология, 6 политическая социология, социология социальных процессов, социология духовной жизни.

     Специальные социологические теории, или как их нередко называют, теории среднего уровня, имеют более узкую сферу применения по сравнению с общей социологией. Предметная область специальных теорий ограничена отдельными явлениями, процессами, аспектами социальной жизни. Их задачей является установление объективных взаимосвязей определенной предметной области с целостностью общественной системы и выявление специфических, присущих данной области внутренних взаимосвязей и тенденций. На этом уровне с помощью специальных методов и методик прорабатываются конкретные виды деятельности - социальный менеджмент, социология политики, труда и т.п.

     На уровне конкретных эмпирических исследований осуществляется сбор, регистрация, описание, классификация фактов, выдвижение первичных гипотез, точек зрения, мнений.

1.3. Функции социологии

     Социология выполняет в обществе множество различных функций. Главные из них таковы:

1. теоретико - познавательная - дает новые знания об обществе, о социальных группах, индивидах и закономерностях их поведения;

2. прикладная – предоставляет конкретную социологическую информацию для решения практических научных и социальных задач;

3. описательная - состоит в правдивом описании социальной жизни, предоставлении обществу достоверной информации о состоянии общественного сознания на данный момент;

4. мировоззренческая – связана с оценочной деятельностью человека, помогает выработать его ориентацию в обществе, сформулировать отношение к окружающим;

5. социальный прогноз и контроль – предупреждает об отклонениях в развитии общества, прогнозирует и моделирует тенденции общественного развития;

6. гуманистическая – разрабатывает социальные идеалы, программы научно[1]технического, социально-экономического и социально-культурного развития общества;

7. критическая - проявляется в том, что социология, с одной стороны, показывает, что можно сохранить, упрочить, развить в социальной жизни, а с другой, выявляет, то, что требует радикальных преобразований.

1.4. Социология в системе наук

     Специфика социологии, как науки, заключается в ее пограничном положении между естественно - научным и социально - гуманитарным знанием. Социология одновременно использует методы философских и социально-исторических обобщений и специфические методы естественных наук.

     Одной из причин тесной взаимосвязи многих общественных и гуманитарных, в том числе социологии, наук между собой является их общее происхождение. Так, многие самостоятельные общественные науки зародились в рамках социальной философии, которая, в свою очередь, являлась отраслью общей философии. Тесная связь социологии и социальной философии проявляется, прежде всего в очень широкой области совпадения объекта исследования. Однако при этом между данными науками существует значительные различия, которые и позволяют выделить социологию в самостоятельную науку. Прежде всего – это предмет исследования.

      Если социология направлена на исследование социальных взаимоотношений членов общества, то социальная философия исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Еще более эти науки различны в методе исследования своей предметной области.

     Так, социальная философия ориентирована на общефилософские методы, что отражается в теоретическом характере результатов исследования. Социология же преимущественно пользуется собственно социологическими методами, что делает результаты исследования более практичными.

     Связь социологии с историей также является наиболее тесной и необходимой. Помимо общего объекта исследования, эти науки имеют также общие проблемы исследования. Так, и социология, и история в процессе исследования сталкиваются с наличием определенных социальных закономерностей, с одной стороны, и с существованием индивидуальных, неповторимых явлений и процессов, которые в значительной мере изменяют траекторию исторического движения, – с другой. Успешное решение этой проблемы в обеих науках является приоритетным направлением, и поэтому каждая из них может использовать успешный опыт другой. Кроме того, исторический метод является достаточно востребованным в социологии. Использование достижений социологии в исторической науке также имеет большое значение, так как это позволяет ученым[1]историкам анализировать исторические явления с позиций описательно - фактологического подхода. Накопленный статистический материал позволяет полнее раскрывать сущность исторических процессов и явлений и подниматься до широких и глубоких исторических обобщений.

     Социологи в своих исследованиях опираются на данные экономических наук. Это обуславливает существование тесной связи социологии с экономикой. В социологии есть области знаний, занимающиеся исследованиями труда (социология труда), экономики (экономическая социология).

     Еще одной смежной с социологией наукой является психология. Областью пересечения этих наук является, прежде всего проблема человека в обществе. Однако, несмотря на тесную взаимосвязь объекта наук, их предметы в значительной степени различны. Психология в основном сосредоточена на изучении личностного уровня индивида, его сознания и самосознания, сфера социологии – это проблемы отношений между индивидами как членами общества, т. е. межличностный уровень. В той мере, в какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи, взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог. Данное различие привело к возникновению новой дисциплины – социальной психологии, которая пока входит в состав социологии.

     Тесная связь существует также между социологией и политологией. Характер этой связи определяется тем, что, во-первых, социальные общности, социальные организации и институты являются важнейшими субъектами и объектами политики; во-вторых, политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и ее общностей, непосредственно влияющую на социальные изменения в обществе; в-третьих, политика как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

     Кроме того, в область изучения обеих этих наук входит такой социальный феномен, как гражданское общество. Его взаимоотношения с государством и с политической системой в целом – это та грань, по которой также происходит взаимодействие социологии и политологии.

     Социология имеет устойчивые связи с прикладной математикой, логистикой, лингвистикой, статистикой. Прикладная социология имеет точки соприкосновения с этикой, медициной, теорией планирования и управления. 

Самостоятельная запись (Студент)